+7 982 273 1968
09.11.2022

Составление инвойса

Инвойс - это счёт на оплату, выдаваемый продавцом покупателю в качестве требования платежа.

Часто его сравнивают со счётом-фактурой, хотя у этих документов разное назначение. Счёт-фактуру применяют для налогового контроля и отчёта по НДС. Инвойс же необходим для валютного контроля, чтобы убедиться в законности получения оплаты.

Инвойс нужен не в каждой внешнеэкономической сделке. Например, внутри ЕврАзЭС используют привычные счета на оплату и акты выполненных работ, то есть при расчетах между резидентами ЕврАзЭС инвойсы не нужны.

В международной коммерческой практике различают два вида инвойса: коммерческий инвойс и проформа-инвойс.

Инвойс-проформа (proforma invoice) — это предварительный счёт, который выписывает продавец, если условия по сделке и величина оплаты ещё не согласованы. Оформление инвойса-проформы необходимо, если продажа происходит до утверждения всех условий или клиент вносит частичную либо полную предоплату.

От коммерческого инвойса проформа отличается отсутствием чётких условий. В документе необязательно указывать окончательные сроки и цифры. Кроме того, proforma не содержит требования об оплате, поэтому в ней может не быть реквизитов, если не предусмотрен аванс.

После согласования и утверждения всех условий сделки оформляют итоговый счёт - коммерческий инвойс.

Коммерческий инвойс (commercial invoice), или инвойс-фактура — это вариант товаросопроводительного документа, который служит основанием для оплаты.

Для валютных расчетов российского резидента с иностранными контрагентами уполномоченный банк открывает текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет.

На транзитный валютный счет российского резидента уполномоченным банком зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента-экспортера.

После подтверждения валютная выручка за вычетом части, подлежащей обязательной продаже и относимой на оплату иных расходов, зачисляется на текущий валютный счет резидента, что установлено пунктами 2.1 - 2.3 Инструкции Банка России от 30.03.2004 № 111-И.

Для оплаты импорта российский резидент приобретает у уполномоченных банков иностранную валюту, которая зачисляется на его текущий валютный счет, с которого при предоставлении резидентом уполномоченному банку импортного контракта, подтверждения ввоза товара на таможенную территорию РФ, инвойса нерезидента иностранная валюта списывается на транзитный валютный счет.

Для подтверждения получения иностранной валюты за экспорт у российского экспортера есть 15 рабочих дней со дня зачисления валюты на его транзитный счет.

Такой же срок со дня ввоза импортного товара на таможенную территорию РФ, установлен для российского импортера для списания иностранной валюты с его транзитного счета. 

При этом уполномоченный банк ставит контракт на учет с присвоением уникального номера и снимает его с учета по факту исполнения, если сумма обязательств по импортному контракту равна или превышает эквивалент 3 млн. руб., по экспортному контракту - равна или превышает эквивалент 10 млн. руб. Сумма обязательств по контракту в рублевом эквиваленте определяется на дату заключения контракта.

Данный порядок установлен Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

За нарушение валютного законодательства , особенно при невозврате всей валютной выручки за экспорт на транзитные счета в уполномоченных банках, на российского резидента по ст. 15.25 КоАП РФ может быть наложен штраф до 100 % от суммы обязательств по контракту. 

Чтобы уполномоченный банк принял инвойс в качестве подтверждения и перевёл иностранную валюту, нужно верно заполнить документ. Установленной формы инвойса нет. 

Составить инвойс можно с использованием форм, размещенных по ссылкам Шаблоны счетовИнвойс.

Подробнее о заполнении инвойса см. по ссылке Образец инвойса и его заполнение


Штрих-коды

В 1949 году Бернард Сильвер разработал прототип системы, автоматически считывающей информацию о продукте при его контроле.

С тех пор идентификация товара является смыслом штрих-кода, наносимого на маркировку или упаковку продукта. 

Наиболее известными штрих-кодами являются:

Логическим продолжением системы идентификации являются радиометки RFID.

Создать штрих-код можно с использованием онлайн-генератора. Однако для использования всеми созданных штрих-кодов необходима регистрация

Штриховой код содержит уникальную информацию о товаре. Штрих-код позволяет проверить товар на подлинность и узнать все необходимые данные о процессе производства.

Суть в том, что за каждым предприятием официально закрепляется уникальный номер. Существуют европейские и американские штрих-коды. К примеру, EAN - это Европейский стандарт штрих-кода, которым кодируют идентификатор товара и производителя. 

Если взять 13-значный европейский код, то в его структуре зашифрована следующая информация: первые 3 цифры — страна-производитель (префикс), следующие 3-5 цифр — код предприятия-изготовителя, следующие 4-5 цифр — код товара (цвет, артикул и т.д.). Последняя цифра — контрольная. При считывании сканером штрих-кода по определенному алгоритму с помощью контрольной цифры подтверждается подлинность товара.

Иногда товарный штриховой код EAN-13 используют для внутренних целей. Такой код начинается с цифры 2, что означает "внутреннее использование". Например, магазин может распечатать свои этикетки со штриховым кодом для товаров, на которых не стоит штриховой код изготовителя.

Несовпадение страны на упаковке и в штрих-коде (как и несовпадение контрольной суммы) может свидетельствовать о том, что товар является подделкой.

Впрочем, несовпадение страны на упаковке и в штрих-коде не всегда означает, что данный товар — подделка.

нужно.jpg
Дело в том, что у производителя может быть несколько заводов производства товара в разных странах. Кроме того, производитель мог зарегистрировать штрих-код в той стране, куда он чаще всего отгружает товар.

Уникальные штрих-коды на товаре по стандарту EAN-13 позволяют магазинам сократить время обслуживания покупателей, а QR-коды платежной системы позволяют покупателям совершать бесконтактные платежи с использованием мобильного устройства. 

В связи с этим при поставке товаров в розничные сети и магазины, реализации товаров через торговые площадки или при транспортировке грузов через таможню требуется иметь идентификатор компании (GLN) и зарегистрированные коды товара (GTIN). Это нужно для определения поставщика/контрагента и его товара в системах учета и избежания пересечений с другими компаниями и товарами.


Штрих-коды могут быть российского (для торговли внутри России) и международного формата. 

Международные штрих-коды предназначены для торговли как внутри страны, так и за рубежом. Информация о штрих-кодах размещается в электронной базе данных EAN

Созданием и внедрением стандартов автоматической идентификации (видимости) глобальных цепочек поставок и спроса занимается международная ассоциация GS1 (https://www.gs1ru.org/).

Получить штрих-код на продукцию по стандарту EAN-13 можно на сайте Юнискан, которая является официальным представителем GS1 в России

SaaS-платформа для управления контентом интернет-магазинов Brandquad 25 июня 2019 г. сообщила о том, что договорилась о сотрудничестве с российским представительством GS1.

Интеграция с международной системой стандартизации штрих-кодов GS1 позволит партнерам Brandquad генерировать штрих-коды для новых продуктов или добавлять штрих-коды следующих уровней для уже представленных на рынке продуктов. Весь журнал штрих-кодов синхронизируется онлайн по API, что исключает возможность дублирования.

Платформа Brandquad позволяет создать всю структуру штрих кодов — GTIN единичной упаковки (штрих-код 1-го уровня), GTIN групповой упаковки (2-го уровня), ITF-14 транспортной упаковки (3-го уровня), ITF-14 групповой транспортной упаковки (4-го уровня) — через интерфейс, без необходимости использовать сторонние ресурсы. 

Штриховой код EAN-13, необходимый для интеграции производителя с базой GS1, представляет собой графическое изображение уникального международного номера товара EAN/UCC-13 в виде, пригодном для автоматического считывания. 

Только после публикации в GS1, штрих-код становится официально зарегистрированным. GS1 обладает монополией на его верификацию.

По правилам GS1, с момента публикации штрих-кода у производителя есть менее суток, чтобы внести какие-либо изменения, после чего исправление ошибок будет невозможно. После того, как производитель решит, что товар готов к выходу на полку, он сможет опубликовать товар в системе GS1.

Brandquad не хранит список штрих-кодов, а каждый раз запрашивает их напрямую в GS1.


PIM-системы

Каждый товар может обладать более чем 200 атрибутами: описания, артикулы, цены, фотографии, сезонность, скидки, взаимосвязь товаров и т. д. Эти атрибуты приходится назначать, править, принимать, передавать на каналы продаж и во внутренние системы, обновлять, снова передавать.

При правильной передаче на маркетплейсы каждый атрибут может улучшить позиции в каталоге или что-то изменить в его связанности.

Ещё в 2012 году исследовательская компания Goodmasters посчитала, что на сбор и обновление данных об одном SKU (Stock Keeping Unit - единице складского учета) тратится примерно 25 минут в год. 

Покупатели лишены возможности "потрогать" товар при онлайн-покупках, поэтому необходимо обеспечить их как можно более разнообразным контентом: фотографиями, атрибутами, видео, фотографиями в форматах 3D и 360.

Помимо того, что некоторая продукция имеет сложный набор атрибутов и описаний, у каждого ритейлера имеются свои требования к информации и цифровым ресурсам (например, ограничения по количеству символов, поддержка различных разрешений и форматов фотографий и т.д.).

Отдел контента Яндекс.Маркета требует от поставщиков предоставлять данные в соответствии с определенными стандартами напрямую через API или в личном кабинете, который заполняется вручную. Решение Brandquad автоматизирует этот процесс.

С помощью интеграции по API платформа Brandquad обеспечит хранение, обработку и передачу данных о товарах производителей сервису для выбора товаров в необходимом формате.

Согласно исследованиям Brandquad, ранее у клиентов уходило в среднем около 60 минут на оформление данных в Яндекс.Маркете. Теперь же партнеры сервиса могут направить данные о своих товарах в Brandquad, а операторы платформы загрузят все это в нужном для Яндекс.Маркета формате.

Теперь для производителей время отправки контента на Яндекс.Маркет уменьшилось до 5-10 минут.

Для передачи данных используется PIM-модуль (Product Information Management - Управление информацией о продукте).

Для этого, вначале Brandquad получает от клиента ключи API, чтобы общаться с API сервиса для выбора товаров от лица бренда. Затем Brandquad определит категорию товара производителя в Яндекс.Маркете и преобразует продуктовую информацию в нужный сервису для выбора товаров формат с помощью машинных алгоритмов. 

Алгоритмы также смогут автоматически преобразовать данные в соответствии с метрической системой. Продуктовая информация может включать в себя как текстовые атрибуты, так и мультимедийный контент.

После преобразования и передачи продуктовой информации сервису для выбора товаров Brandquad уведомит производителя о том, что карточки товаров находятся в процессе модерации на стороне Яндекс.Маркета. 

Интеграция Brandquad с Яндекс.Маркетом также подразумевает постоянное обновление продуктовой информации и атрибутов в соответствии с данными, существующими в PIM-модуле Brandquad. 

Таким образом, бренд может быть уверен в том, что в Яндекс.Маркете представлен актуальный, корректный и полный контент, который будет способствовать увеличению продаж и повышению уровня лояльности как имеющихся, так и потенциальных клиентов. 

Благодаря взаимодействию Яндекс.Маркета с Brandquad покупатель получит товар, который на 100% совпадает с описанием на онлайн-полке.

На платформе Brandquad (https://brandquad.io/) предложены следующие сервисы:

  • PIM (Product Information Management) - для сбора всей информации о продуктах в едином каталоге
  • DAM (Digital Assets Management) - для хранения и работы с медиаданными данными продуктов (изображениями, аудио- и видеофайлами)
  • Product Data Distribution (дистрибуция продуктовых данных) - для автоматизированной передачи данных о товарах на сайты, магазины и маркетплейсы
  • E-com аналитика (аналитика онлайн-продаж) - решения для роста онлайн продаж на основе подробных данных
  • BuyButton (кнопка «Купить») - виджет-кнопка для увеличения онлайн-продаж; устанавливается на сайт компании/бренда или на промо-страницу продукта и уводит потребителей в карточку товара в интернет-магазинах
  • BQ Mobile App (мобильное приложение) - сервис для повышения лояльности и улучшения пользовательского опыта
  • Цифровая лаборатория - сервис по оцифровке товаров: от измерения габаритов и распознавания атрибутов товара с этикетки, до профессиональной фотосъемки и производства 3D-моделей товаров.
Другими известными как на российском, так на европейском и американском рынках являются следующие PIM-системы (https://kt-team.ru/):


RFID-технология

Радиочастотная идентификация (Radio Frequency IDentification - RFID) использует электромагнитные поля для автоматической идентификации и отслеживания меток, прикрепленных к объектам. 

Это технология, которая основывается на обмене данными без непосредственного контакта. Если сравнивать технологию с NFC, то у RFID есть преимущество - она ловит сигнал на увеличенном расстоянии.

Любая RFID-система состоит из считывающего устройства (считыватель, ридер или интеррогатор) и транспондера (он же RFID-метка, иногда также применяется термин RFID-тег) (https://ru.wikipedia.org/). 

Процесс простой - вещь, на которую нанесена микросхема, отправляет личный код, модулируя частоту. Метка вступает во взаимодействие с ридером, внутрь него вмонтирован двухсторонний передатчик.

Это оборудование передает закодированный сигнал метке и активирует ее. Приемопередатчик, установленный на чипе, преобразует радиосигнал и высылает ответ.  В результате, в программе отражаются изменения.

Суть работы во взаимодействии между rfid-чипом и ридером. Первый хранит свой номер тега и записанные данные, при необходимости умеет передавать их считывающему устройству. Это происходит, как только метка оказывается в пределах радиуса функционирования приемопередатчика.

Считанную информацию отправляют в программу учета. Там она анализируется и обрабатывается по заранее указанным алгоритмам. 

Сейчас почти каждая транспортная и логистическая компания старается встроить этот способ распознавания и учета товарно-материальных запасов. (https://www.cleverence.ru/https://us-plast.ru/). 


Смарт-контейнер

В 2020–2021 годах в море было потеряно 3 113 контейнеров по сравнению с 779 в период 2017–2019 годов — значительный рост.

Однако потерянные контейнеры — не единственная проблема грузоперевозок. Часто товары доставляются в пункт назначения поврежденными или испорченными из-за плохих условий - например, непредсказуемая погода может иметь катастрофические последствия для транзита продуктов питания.

Умные или смарт-контейнеры - это один из способов создать более эффективную, безопасную и устойчивую цепочку поставок. Они очень похожи на обычные контейнеры, но в них предварительно установлены датчики, подключенные к сети

Эти датчики могут собирать данные в режиме реального времени обо всем, от температуры внутри контейнера до его точного местоположения, благодаря GPS-слежению (https://www.ingwb.com/). 

Мониторинг по операциям доступен удаленно через Web-клиент.

Для этого в контейнере с товаром размещаются стационарные RFID-считыватели и RFID-антенны, исходя из требуемого качества сигнала и совместимости оборудования.

Система реализована таким образом, что для передачи данных GSM, CDMA или LTE достаточно сотовой сети с небольшой пропускной способностью. При этом соблюдается стандарт EPC Gen2 UHF RFID, на котором строится функционал сервиса для обмена информацией, которая хранится и архивируется на сервере (https://go-rfid.ru/).


Об использовании смарт-контейнеров в морских перевозках см. по ссылке https://unece.org/

С 2018 г. один из мировых лидеров контейнерных перевозок MSC Group предлагает клиентам смарт-контейнеры и решения для удаленного отслеживания и контроля перевозимых сухих грузов (https://www.msc.com/).

Аналогичные решения предлагают и другие морские перевозчики - CMA CGM GroupA.P. Moller-Maersk Group

Собирая данные в режиме реального времени и помещая все в одну облачную систему, судоходные компании и грузоотправители имеют свободный доступ к необходимой информации о контейнере и могут оптимизировать цепочки поставок из любого места. Они могут синхронизировать компьютерное представление цепочки поставок, повышая точность.

Помимо геолокации и отслеживания температуры смарт-контейнеры помогают следить за состоянием двери открыто/закрыто и собирать другие важные данные
(https://www.container-xchange.com/https://www.gihub.org/,
Контроль груза с помощью GPS - замков).


Организация морской перевозки груза

На сегодняшний день более 80 % всего объема мировой товарной торговли осуществляется по морю. К 2050 году спрос на грузовые перевозки вырастет в три раза (https://news.un.org/). 9bcc4f905eef8f4de83ca0b853105f4d.jpeg

При этом на долю морских контейнерных перевозок приходится более 90% мирового товарооборота генеральных грузов (штучные грузы, перевозимые в упаковке).

Еще один не маловажный момент, почему морские перевозки набирают популярность - это конкурентоспособная стоимость доставки сборных грузов по сравнению с другими видами перевозок.

Морские грузоперевозки осуществляются через основные порты России: Санкт-Петербург, Новороссийск, Находка, Владивосток. 

В морских грузоперевозках используют следующие виды контейнеров:

  • по размерам: 20-ти, 40-ка, 45-ти футовые;
  • по типам: Dry Van, High Cube, Open Top, Reefer, Tank, Flat Rack и др.
Для оплаты фрахта в международных морских грузоперевозках применяются следующие условия:

  • Pre-paid - фрахт оплачивается отправителем груза (условия поставки CFR, CIF, CIP, CPT, DAT, DAP, DDP);
  • Collect - фрахт оплачивается получателем груза (условия поставки FOB, FAS, FCA, EXW).
Тарифы морского фрахта могут включать в себя стоимость терминальной обработки, формируясь из видов котировки:

  • FIFO (от Free In / Free Out) – погрузка и выгрузка за счет отправителя
  • FILO (от Free In / Liner Out) – погрузка за счет отправителя, выгрузка за счет линии
  • LIFO (от Liner In / Free Out) – погрузка за счет линии, выгрузка за счет отправителя
  • LILO (от Liner In / Liner Out) – погрузка и выгрузка за счет линии – полные линейные условия.

К ставке линии (т.е. тарифу судовладельца) добавляются надбавки и сборы линии и порта, их перечень и список используемых в международной перевозке сокращений см. по ссылке https://www.acex.net/.

Основные документы, регламентирующие международные морские перевозки, являются:

  • Брюссельская Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте от 1924 г. (Гаагские правила), 
  • Конвенция ООН о морской перевозке грузов от 1978 г. (Гамбургские правила).
Текст Гаагских правил см. по ссылке http://www.admiraltylawguide.com/.

Текст Гамбургских правил см. по ссылке https://www.un.org/.

Эти два документа, по сути, являются базовыми правилами, применяющимися в морских грузоперевозках (https://optimalog.ru/).

Полезную информацию для морской перевозки см. по ссылке https://www.acex.net/.

Подробнее об организации морской перевозки см. в следующих видео:
Организация мультимодальной перевозки грузов из Китая
Морские контейнерные перевозки
Термины в транспортной логистике
Термины в транспортной логистике. 2 часть
Преимущества морских перевозок
Базисные основы фрахтования судна
Сроки поставки
Сроки доставки грузов
Внутрипортовое экспедирование грузов при экспорте
Внутрипортовое экспедирование при импорте
Как перевезти тяжелый груз
Особенности транспортировки товаров
Дефицит порожнего оборудования
Почему растет ставка фрахта
Как снизить расходы на транспортировку груза
Прибыль от грузовых судов
Как не попасть в руки мошенникам при грузоперевозке
Что делать, если контейнер получил повреждение
Защита груза от кражи


Составление коносамента (bill of lading)

Коносамент (blll of ladng, BL) подтверждает принятие морским перевозчиком груза к перевозке и удостоверяет право на получение груза в порту. Оригинал коносамента (BL) используется в 40 % контейнерных перевозок.

Поскольку коносамент служит не просто товаросопроводительным документом, но подтверждает право собственности на груз, он может выполнять роль ценной бумаги, но только если оформлен как оборотный (negotiable bill of lading). Такой коносамент позволяет владельцу распоряжаться ещё не прибывшим в порт грузом: купить, продать или заложить в банк. 

Все оборотные коносаменты относятся к так называемым ордерным (to-order bill of lading), оставляющим возможность изменять владельца груза, пока последний находит в пути, причём не один раз. Таким образом, посредством оборотного коносамента, ещё не полученный груз может быть объектом товарно-денежного оборота, что и определяет его название.

Напротив, необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) однозначно и бесповоротно фиксирует лицо, обладающее правом собственности на груз. Их также называют именными (straigth bill of lading), как противоположность ордерным.

Чтобы успешно получить товар в порту, важно ориентироваться в нескольких важных нюансах оформления коносамента.

Самое важное, что следует знать и помнить, — груз выдаётся лишь обладателю оригинала коносамента.

Оригинал обычно выпускается в трёх экземплярах, каждый из которых имеет свой порядковый номер и общее количество. Обычно один остаётся в линии, а два других передаются отправителю.

Коносамент заполняется на основании инструкций отправителя, а внесение изменений в уже выпущенные коносаменты ( в том числе изменение грузополучателя) – это дополнительная платная услуга. При этом если понадобилось изменить порт назначения, сделать это можно не всегда

Как правило, большие контейнеровозы, которые забирают грузы в крупных портах (Шанхай, Гонконг, Сингапур и др.), не доставляют их напрямую в небольшие порты (Клайпеда, Рига, Котка). Контейнеры с грузами поступают в европейские транзитные порты (Гамбург, Роттердам, Бремерхафен, Зебрюгге и др.), а потом развозятся по мелким портам региона небольшими фидерными судами

Если запрос на изменение порта назначения был сделан заблаговременно, до погрузки контейнера на борт фидера в транзитном порту, то внести изменения в запланированный маршрут и доставить контейнер, например, не в Клайпеду, а в Ригу, скорее всего, получится.

Для получения груза по именному коносаменту (straight, non-negotiable BL) достаточно предъявить один любой оригинальный экземпляр. Если же речь идёт об ордерных коносаментах, то в линию сдаются все оригиналы для поиска и проверки последней записи о владельце груза!

Копии коносамента пригодятся для целей таможенного оформления партии, оприходования на складе, других юридических действий с товаром. Во всех вопросах кроме получения груза они полностью эквивалентны оригиналу.

Передача бумажного оригинала коносамента получателю груза посредством международного почтового отправления — отдельная «головная боль». Помимо забот для обеих сторон, такой способ сопряжён с риском задержки или даже потери бесценного документа при пересылке почтой

В качестве альтернативы морские линии предлагают услугу «телекс-релиза» (telex release), также называемую «выпуском» груза (не путать с таможенным выпуском). Услуга телекс-релиза платная, стоит в районе $ 50 за один коносамент.

Суть её заключается в следующем. После загрузки товара на борт судна и выпуска коносамента, отправитель несёт оригинал не на почту, а в офис морской линии на «своём берегу», который, получив и проверив коносамент, тут же даёт своим коллегам в порту прибытия разрешение выдать груз указанному в коносаменте получателю. На принятом линией коносаменте ставится штамп, и коносамент считается «сданным» (surrendered Bill of Lading).

Таким образом, на момент захода судна в порт назначения все условия для выдачи груза оказываются выполнены: получатель определён в коносаменте, и оригинал предъявлен в линию. Разница лишь в том, что это было сделано не в порту прибытия, а в другом офисе.

Когда описанный способ появился, подтверждение передавалось посредством телекса, отсюда и появилось название «телекс-релиз». Сейчас для этих целей используется Интернет.

Помимо обоюдного удобства, телекс-релиз помогает в исполнении сторонами финансовых обязательств по контракту. Очень часто вариант окончательного расчёта за товар до момента его отправки не устраивает покупателя, а выдача груза без оплаты — абсолютно неприемлема для продавца. В силу своих особенностей, коносамент помогает найти компромисс. Оставаясь на руках у поставщика товара, оригинал коносамента выполняет роль обеспечения выполнения покупателем своих обязательств по оплате. А возможность телекс-релиза делает схему технологичной и быстрой: покупатель производит оплату по факту прибытия груза в порт, а продавец сдаёт оригинальный коносамент в линию, чуть только видит деньги на своём счету. Вся процедура занимает от силы два рабочих дня.

Последствия отсутствия телекс-релиза или же оригиналов коносамента очевидны – получателю попросту не разрешат забрать груз в порту (https://novikov-import.ru/). 

Если отправитель не потрудился оформить телекс-релиз и отправил комплект оригиналов коносамента курьерской почтой, вполне вероятна следующая ситуация: груз уже прибыл в порт назначения, а у заказчика еще нет на руках главного документа для того, чтобы получить на руки свой товар. За простой груза в порту придётся платить демередж

Для получения груза без предъявления оригинала коносамента и даже его копии отправитель направляет морской линии гарантийное письмо (letter of nemnty to ssue cargo without presentatn of original bll of landng, LOI), в котором просит выдать груз указанному в гарантии такому-то лицу и отправитель при такой выдаче не будет иметь претензий к линии.

Примерный вариант оформления такого гарантийного письма см. по ссылке https://www.standard-club.com/.

Однако выдача линией груза без получения оригинала коносамента и без гарантийного письма может вызвать споры между линией и отправителем, между отправителем и получателем груза, связанные с утратой груза и возмещением убытков (https://www.hfw.com/).

Данную проблему могут решить электронные коносаменты (eBL). 

Решения цифровой доставки коносамента решают хорошо известные проблемы бумажного процесса.

Больше не существует бумажных документов, которые можно было бы потерять, подделать, затереть, повредить или уничтожить.

Чашка кофе, случайно пролитая на бумажный коносамент, или коносамент, утерянный курьерской службой, может означать катастрофу.

Фактически, бумажный коносамент нередко не приходит вовремя для выдачи груза (когда транзитное время небольшое), что приводит к дорогостоящим задержкам.

Данные проблемы устраняют децентрализованные решения eBL, основанные на технологии блокчейн, которые могут обеспечить несравнимую безопасность и конфиденциальность между двумя сторонами транзакции. 

Поскольку eBL хранятся и передаются либо в защищенном облаке, либо через специальную платформу, а также имеют цифровую подпись и шифрование, практически отсутствует риск того, что коносамент будет подделан, подвергнут манипуляциям или украден.

Поскольку eBL передаются мгновенно, а не со скоростью курьерской службы, грузы могут быть выданы вовремя даже на коротких плечах доставки (https://infotrans.by/).

С 2019 г. Сингапур и Нидерланды сотрудничают в рамках программы изучения электронных коносаментов на направлении Европа - Дальний Восток, где Сингапур и Роттердам являются двумя крупными перевалочными портами. Результаты последнего тестирования показывают, что цифровая передача права собственности с помощью eBL экономит время и повышает эффективность операций.

Ocean Network Express и Olam смогли сократить время обработки сквозной документации в среднем с 6 до 10 дней при использовании бумажных документов до менее чем 24 часов при использовании электронного коносамента.

По оценкам Ассоциации цифровых контейнерных перевозок (DCSA - https://knowledge.dcsa.org/), внедрение eBL в секторе на 50% может принести экономию более $4 млрд в год. Это тестирование было выполнено на сингапурской платформе #dltledgers и роттердамской платформе Naviporta и поддерживалась цифровой утилитой #TradeTrust IMDA, основанной на открытых стандартах (https://portnews.ru/https://seanews.ru/).

TradeLens eBL, основанный на блокчейне, полностью оцифрует и упростит процесс BL, устраняя проблемы и снижая затраты. Платформа TradeLens была разработана совместно Maersk и IBM и поддерживается крупными перевозчиками, охватывающими более 60% мировых контейнерных перевозок
(https://www.tradelens.com/,
https://www.searates.com/). 

Подробнее о технологии блокчейн см. в статьях Децентрализованный блокчейн. Смарт-контрактыЦифровая экономика: вызовы и возможности

Отследить нахождение груза (т.е. контейнера в пути) можно на сайте линии по ссылке (http://www.seacargotracking.net/).  

Подробнее о заполнении коносамента см. по ссылкам
Оборот коносамента
Обратная сторона коносамента
Коносамент, CMR, авианакладная, ж.-д. накладная
Заполнение коносамента 


Организация автомобильных грузоперевозок

Международные дорожные перевозки (МДП, по французски Transports Internationaux Routiers - TIR) регулируются Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов (Конвенцией МДП) с применением книжки МДП. 

Текст Конвенции МДП см. по ссылке https://unece.org/.

Сегодня Конвенция МДП действует в 57 странах, среди которых все страны Европы, США, Китай, Индия, некоторые азиатские и африканские страны.14617.jpg

Конвенция позволяет владельцу книжки МДП (в Европе и США этот документ называют Carnet TIR) осуществлять транзит товаров из страны отправления в страну назначения под таможенными печатями и пломбами. При этом меры таможенного контроля признаются на протяжении всей перевозки. 

Чтобы получить Carnet TIR в России перевозчику необходимо:

  • вступить в Международный союз автомобильного транспорта (IRU - https://www.iru.org/), 
  • пройти аккредитацию IRU (http://www.academyasmap.ru/), 
  • оплатить страховые взносы за каждую книжку (1 книжка = 12,5 швейцарских франков) (https://www.asmap-service.ru/https://www.asmap.ru/),
  • получить допуск Ространснадзора к к осуществлению международных автомобильных перевозок (https://www.asmap.ru/),
  • получить разрешение ФТС России на внутренний таможенный транзит (https://www.asmap.ru/). 
АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков) является официальным представителем IRU в России. 

На одно транспортное средство оформляется одна книжка МДП.

Подробнее об оформлении книжки МДП и грузового манифеста TIR Carnet см. по ссылкам https://www.vdnk.ru/https://ved.center/

До прибытия в РФ нужно пройти электронное предварительное информирование, сообщить сведения об импортируемом грузе и получить MRN-номер

Электронное предварительное информирование таможни позволяет перевозчику заблаговременно получить MRN-номер. По прибытии на таможенный пункт водитель предъявляет его, и специалист таможни быстро находит сведения о товаре в базе данных. Это значительно сокращает время растаможки.

Нарушение владельцем книжки МДП установленных таможней сроков внутреннего таможенного транзита при незначительной доле таких нарушений от общего числа перевозок не влекут лишения водителя допуска к процедуре МДП (https://www.asmap.ru/https://www.asmap.ru/). 

SafeTIR – приложение, позволяющее быстро проверить местоположение, состояние документа. Оно создано IRU для сокращения рисков и обеспечения доступа к информации о транспортировке всем участникам МДП. Это электронный контроль доставки, который работает через программу CUTE-Wise и позволяет в любое время суток проверить каждый документ (https://generalimport.ru/). 

Сервис АСМАП-Транс позволяет отправителю груза зарегистрировать заявку на международную дорожную перевозку, найти свободного перевозчика (АСМАП-Транс). 

В связи с введением электронной системы TIR (е-TIR) предполагается, что система TIR станет по-настоящему глобальной транзитной таможенной системой.


Составление CMR

Международная дорожная перевозка груза также регулируется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов или КДПГ (фр. Convention relative au contrat de transport international de Marchandises par Route - CMR). 

Текст КДПГ см. по ссылке https://unece.org/.

CMR - международная автомобильная накладная, которая является товарно-транспортной накладной, применяемой при международных грузовых автомобильных перевозках и используется в странах, которые присоединились к КДПГ. 

CMR заполняется грузоотправителем. Порядок заполнения граф CMR см. по ссылкам
https://ua-broker.com/
Как заполнять CMR
Заполнение CMR подробно.

В феврале 2008 г. КДПГ была дополнена протоколом, который предлагал электронное управление CMR посредством e-CMR.

Официальный старт e-CMR был дан в январе 2017 г., когда состоялась первая международная перевозка между Испанией и Францией с использованием электронной накладной. 

Основные преимущества e-CMR:

  • 3-4-х кратное уменьшение расходов на обработку
  • ускоренное выставление счетов

  • снижение числа случаев несоответствий при отгрузке и получении

  • контроль и отслеживание отправлений

  • доступ к информации и подтверждение получения и доставки в режиме реального времени

Благодаря цифровому формату накладные e-CMR также легко объединяются с другими услугами, к которым прибегают транспортные компании, например, с таможенным декларированием или услугами управления транспортом и автопарками.


И еще одна выгода − повышение дорожной безопасности, поскольку накладная e-CMR может быть привязана к применяемой на грузовом автотранспорте системе eCall, которая осуществляет автоматический дозвон до служб экстренного реагирования в случае дорожно-транспортного происшествия.

Поэтому IRU помогает национальным ассоциациям, входящим в ее состав, а также отрасли в целом внедрять электронные накладные (e-CMR)
(https://www.transporeon.com/
https://www.iru.org/

С 1 сентября 2022 г. в России начали работать Правила обмена электронными перевозочными документами, которые позволят быстрее перемещать грузы по стране и избавить участников рынка от бумажных документов.

Информационное взаимодействие между государственной информационной системой и участниками рынка будет осуществляться через операторов электронного документооборота.

Текст постановления Правительства РФ от 21 мая 2022 г. № 931, утвердившего указанные Правила, см. по ссылке https://rulaws.ru/.


Организация ж.-д. грузоперевозок

Международные ж.-д. грузоперевозки регулируются Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 г. (СМГС).

Текст СМГС см. по ссылке https://mintrans.gov.ru/.

СМГС установлены правила прямого грузового сообщения между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутреннем железнодорожном сообщении стран, железные дороги которых участвуют в этом соглашении.

В том случае, если груз следует до станции железной дороги, не входящей в СМГС, накладная СМГС оформляется до выходной пограничной станции последней транзитной железной дороги, участвующей в СМГС. Далее производится переотправка (переоформление) грузов в страну, железные дороги которой не входят в СМГС.

Переоформление и выдачу новой накладной производит выходная пограничная станция в качестве уполномоченного представителя. Старая накладная СМГС прикладывается к новой накладной.

Аналогично производится оформление груза, следующего от станции железной дороги, не входящей в СМГС, до соответствующей станции в стране-участнице СМГС

В СМГС был зафиксирован ряд основополагающих моментов:

  • определено, что грузы могут перевозить по железным дорогам двух и более стран по одному перевозочному документу - международной накладной. В этом случае перевозки называются "прямым международным сообщением";
  • перевозки делятся на прямые железнодорожные, в которых участвуют только железные дороги, и прямые смешанные, в которых кроме железных дорог участвуют другие виды транспорта;
  • прямые международные железнодорожные сообщения бывают перегрузочными, когда грузы перегружаются из вагонов одной колеи в вагоны другой, и бесперегрузочными, когда грузы не перегружаются, а кузова вагонов переставляются на тележки другой колеи;
  • прямые международные железнодорожные сообщения могут быть бесперегрузочными, если колея сопредельных стран одинакова (колею той же ширины, что и дороги России, имеют Монголия, Финляндия).

Условия перевозок императивны и не могут быть изменены ни соглашениями железных дорог, ни по договоренности между участниками договора перевозки. 

Порядок погрузки и отправления грузов определяется правилами дороги отправления. 

Согласно СМГС перевозка грузов в международном сообщении производится между всеми станциями, открытыми для грузовых операций во внутренних сообщениях.

Перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении оформляются документом единого образца – это накладная СМГС (приложение 1 Соглашения).

При транзитном сообщении за транспортировку по железным дорогам страны отправления и страны назначения плата взимается также по отдельным внутренним тарифам для этих дорог, а для транзитных дорог третьих стран – по специальным транзитным тарифам.

Исчисляется же плата но кратчайшему расстоянию между теми пограничными станциями, которые указаны в накладной отправителем. Но перевозчик имеет право транспортировать грузы и через другие пограничные станции по более короткому пути, и тогда плата исчисляется по фактическому маршруту.

Важно отметить, что провозные платежи и штрафы при транспортировке по дорогам страны отправления и страны назначения исчисляются в местной валюте. 

За перевалку грузов в вагон для колеи другой ширины или перестановку колесных пар вагонов на пограничных станциях взимаются дополнительные сборы. Если эти операции производит дорога назначения, такие сборы определяются по её внутреннему тарифу, а в остальных случаях – по ставкам транзитных тарифов.

Подробнее об организации международных ж.-д. грузоперевозок см. по ссылке Правила ж.-д. перевозок грузов в международном сообщении (СМГС)

Об организации внутрироссийских ж.-д. грузоперевозок см. по ссылкам 
Процесс рассмотрения заявок на перевозку грузов ф.ГУ-12 в ОАО "РЖД"
Автоматизированная система "Электронная транспортная накладная"
Оформление железнодорожной накладной в АС Этран

Подробнее о перевозка контейнеров по железной дороге см. по ссылке https://www.youtube.com/.





Содержание статьи:

Возврат к списку