Предпосылки к изменению мировых торговых отношений
Вводимые США - Канадой, Великобританией и ЕС санкции в отношении движения капитала ряда стран (РФ, Иран) и возможные вторичные санкции за транзакции с такими государствами ограничивают развитие морской торговли, на которую приходится до 90 % грузооборота экспорт-импортных операций в мире.Вытекающие из этого запреты на совершение сделок по фрахту судов, страхованию грузов, открытию и исполнению аккредитивов ограничило доступ странам под западными санкциями к ведущим морским линиям, страховщикам и перестраховщикам, международным транснациональным банкам.
Под ограничениями находятся также операции с портами, через которые осуществляется транзит контейнерных грузов.
Указанные факторы помимо заморозки активов организаций и физ. лиц под санкциями повлекли вторичный запрет на транзакции через SWIFT с использованием платежной инфраструктуры западных банков.
Итогом таких действий является перестройка мировой торговли, которая менее воспринимается как свободная, а Генеральное соглашение по тарифам и торговле уже воспринимается как декларация без соответствующих правовых гарантий.
Поскольку в основании любых запретов прежде всего стоят экономические интересы инициаторов санкций, то основаниями введенных запретов являются нарушения платежных балансов западных стран (дефицитное сальдо баланса), ограниченный доступ к природным ресурсам и как следствие снижение конкурентоспособности по цене с другими странами-производителями.
Если посмотреть на структуру товарооборота США и Китая, то основу американского импорта представляют сырьевые товары, а основу китайского экспорта - готовые изделия.
В связи с этим стоит задуматься - за счет чего финансируется американский импорт, ведь США имеет дефицитное сальдо торгового баланса от торговли с Китаем?
Ответом является - вложения долларовой выручки в казначейские облигации США, до 2010 г. представлявшие инструмент высокой степени надежности возврата вложенного, а после этого ставшие аналогом финансовой пирамиды, в которой старые выпуски гасятся за счет новых и новые длинные выпуски в горизонте 10 лет уже пользуются столь незначительным спросом, что это представляет особую проблему для Минфина США.
В связи с чем Федрезерв США вынужден держать процентные ставки по федеральным займам (аналог ключевой ставки большинства ЦБ) на околонулевом уровне.
Итогом ничем не обеспеченной денежной эмиссии является высокая инфляция, которую очень трудно таргетировать исходя из наличия в США инфляции не спроса, а инфляции предложения.
В результате можно увидеть коллапс экономической модели США, в которой зависимость США от спроса на доллары как мировой резервной валюты при отказе стран-экспортеров от расчетов в долларах (прежде всего за нефть - природный газ) вызывает ускорение внутренней инфляции цен в самих США (за счет дефицитного платежного баланса).
При этом инфляция опасна для резервного статуса доллара, ведь она фактически «поедает» накопления.
Отключение же стран от расчетов в долларах, заморозка их активов в юрисдикции США и стран, с которыми подписаны соглашения о правовой помощи, позволяет на некоторое время добиться своего - вернуть предложение в США и снизить внутренние издержки, когда внутренний спрос обеспечивается меньшим объемом денежной эмиссии в условиях снижения конкурентоспособности США по качеству, а потом уже доступности американских товаров для внутреннего потребителя по паритету покупательной способности.
Но страх отказа от использования доллара как резервной валюты, а следовательно фактического дефолта США вынуждает их искать альтернативные варианты доступного импорта сырья для себя и западных стран.
В свою очередь репрессивная модель экономической политики США в последнее время заставляет страны-импортеры искать как альтернативных торговых партнеров, так и справедливые и безопасные механизмы двусторонней торговли.
Одними из таких механизмов является появление новых торговых союзов (БРИКС, Китай - АСЕАН, Китай - ЕврАзЭС) с увеличением доли китайского юаня в торговых расчетах (https://forklog.com/news/, https://forklog.com/).
Китай, в структуре производства которого до этого большую часть занимал экспорт, сейчас до 80 % некоторых производимых товаров потребляет внутри, что указывает об экономической устойчивости китайского рынка с большой внутренней емкостью.
В отличие от США, спрос в Китае формируется не дешевыми заимствованиями в ущерб долгосрочной инфляции, а разумной потребностью в товарах (услугах и работах) со стороны значительного потребительского спроса (возросшей долей среднего класса и увеличившейся его покупательной способностью).
Здесь не государство фактически формирует спрос, а потребитель, что отражает реализм прогнозируемого будущего в виде обособления стран-импортеров китайского импорта от западной экономической модели с использованием ими юаня во внутренних расчетах.
Как итог, текущие мировые условия предполагают разделение мировой торговли на страны Большой семерки и страны, ассоциированные в БРИКС - АСЕАН.
Участники второго блока сформируют устойчивую во времени модель отношений, зависящую от реального сальдо платежного баланса с защитой локальных рынков от сильного дефицита торгового баланса.
Развитие БРИКС как замены ВТО
Основанное в июне 2006 как объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР БРИКС сегодня представляет собой рынок с 42 % мирового населения, более 27 % мирового ВВП по номиналу.В пересчете по паритету покупательной способности экономики стран БРИКС занимают более 40 % мирового ВВП.
С учетом присоединения к БРИКС новых стран - Ирана, Аргентины, Турции, Египта и Саудовской Аравии объединение БРИКС будет самодостаточным экономическим союзом в контексте обеспеченности всеми природными ископаемыми, с.-х. товарами, энергией, самым большим потребительским рынком.
Если учитывать также косвенную ассоциацию с Китаем стран АСЕАН, являющихся друг для друга крупнейшими торговыми партнерами, то при объединении АСЕАН с БРИКС данный союз будет крупнейшим экономическим объединением в мире.
Исходя из данных факторов развитие финансовых моделей торговых расчетов без использования американского доллара, евро и резервных валют прозападных стран приобретает особую актуальность.
Развитие торговых отношений помимо свободного доступа к локальным рынкам производства - сбыта, связанного с этим развития подъездной инфраструктуры к портам и международных транспортных коридоров, предполагает также развитие финансовой инфраструктуры.
Это предполагает замену инфраструктуры Всемирного банка и SWIFT на электронные платежи в цифровой валюте (DCEP — Digital Currency Electronic Payment) (https://forklog.com/).
Цифровые валюты — не просто фиат в электронной форме. Это программируемый актив, функции и доступность которого государство может гибко регулировать. Кроме того, цифровая валюта представляет гораздо больше возможностей с точки зрения отслеживания (https://forklog.com/, https://www.business-gazeta.ru/).Верхний (международный) уровень цифровых расчетов будет использовать инфраструктуру Цифрового Банка БРИКС и платежную систему BRICS Pay.
На этом уровне в качестве CBDC будет использоваться цифровой юань (e-CNY) (https://forklog.com/, https://forklog.com/).
Инфраструктуру второго - нижнего уровня (внутри каждого участника БРИКС) будет представлять инфраструктура ЦБ участника и платежная система быстрых платежей с использованием кор. счетов .
На этом уровне в качестве CBDC будет использоваться цифровая валюта каждого участника.
Платежные системы (BRICS Pay и внутри участника) будут использовать двухуровневый блокчейн (плательщик по сделке производит транзакцию через внутреннюю инфраструктуру ЦБ страны плательщика, которая заводит платеж в BRICS Pay с доведением до ЦБ страны получателя, а тот доводит оплату в e-CNY или сконвертированную во внутреннюю CBDC до самого получателя по сделке).
Децентрализованный цифровой реестр Цифрового Банка БРИКС, в котором все участники имеют одновременный доступ к информации о расчетах внутри, но не могут исказить или отменить транзакцию, объективно является заменой SWIFT.
Использование e-CNY внутри БРИКС с возможностью:
- конверсии в цифровую валюту страны-участника на его территории - по курсу, исходя из данных платежного баланса на момент транзакции, позволит уменьшить жесткость валютного контроля и переведет наличный денежный оборот в цифровую среду;
- использования в качестве валюты расчета цифровой валюты любой из стран БРИКС, доля платежного баланса которой в суммарном платежном балансе БРИКС занимает определенную долю, позволит уйти от механизма резервных валют;
- учета веса цифровой валюты страны-участника БРИКС как от доли в суммарном платежном балансе, так и с учетом обеспеченности ее монетарными драгоценными металлами (в размере разницы между реальным спросом на такую валюту и ее курсом исходя из платежного баланса), позволит перейти от плавающих валютных курсов к плавающим курсам на драг. металлы.
Для обработки и системного анализа о состоянии сальдо торгового баланса, запасах монетарного золота и суммовом номинале всех внешних контрактов с разбивкой в валюте платежа по каждому участнику БРИКС предлагается задействовать сверточные квантовые нейросети (см. Цифровые расчеты БРИКС на кудитах и Цифровая экономика: вызовы и возможности).
Развитие децентрализованной цифровой инфраструктуры на основе отделений Цифрового Банка БРИКС во всех странах-участниках обеспечит стабильность всех экономических цепочек (логистика, поставка, страхование, расчеты).
Развитие децентрализованного цифрового реестра позволит подключить непосредственно к BRICS Pay морские линии, внутренних страховщиков и перестраховщиков, банки покупателей, а в последующем ассоциировать с ним спотовый и срочный рынок каждой страны-участника.
Результатом развития данной платежной инфраструктуры, обеспеченной значительным предложением и соразмерной ему покупательной способностью потребителя исходя не из его кредитной (в долг), а из экономической возможности (за счет собственных средств), будет создание устойчивой модели экономических отношений, которая заменит внутри БРИКС Всемирную торговую организацию.
Подробнее об используемых Цифровых Банком БРИКС:
- преимуществах CBDS см. по ссылкам https://digitalbankbrics.com/,
Цифровая валюта централ. банков CBDS;
- технологии Universa Blockchain см. по ссылкам https://universablockchain.com/,
(https://www.comnews.ru/);
- платежной системе BRICS Pay см. по ссылке https://digitalbankbrics.com/.
Классическая модель денежно-кредитной политики
На примере российского рынка онлайн-платежей и СБП российского ЦБ при переходе от расчета в наличных рублях к безналу (от расчетных счетов к мобильному приложению оператора связи - банка и далее к кор. счетам) и затем к цифровому рублю, ДКП является следующей.Любая ДКП имеет целью регулирование соответствия суммарного внутреннего спроса суммарному внутреннему предложению + импорту
(https://www.youtube.com/,
https://www.youtube.com/).
Такое регулирование осуществляется через таргетирование внутренней инфляции изменением размера ключевой ставки (ключа), а стерилизация валютной ликвидности обеспечивается бюджетным правилом (https://www.youtube.com/).
При переходе от нала и безнала к цифре внутренняя инфляция как таковая останется, т.к. дефицит предложения из-за временных факторов может вызвать рост внутренних цен, хоть и временный.
В свою очередь недостаточный спрос не сразу отразится на уменьшении внутренних цен, т.к. возможны ожидания продавцом инфляционных ожиданий потребителя.
В налично-безналичной ДКП банк формирует пассивы из депозитов граждан / предприятий, остатков на их счётах и кредитов ЦБ.
Кредитуясь у граждан / предприятий (привлекая депозиты) банк платит % по депозитам из своей процент. маржи (образно говоря беря деньги из системы и возвращая их обратно в другом качестве).
Кредитуясь же у ЦБ, банк привлекает деньги в систему. А погашая кредит и выплачивая %, банк изымает часть денег из системы, поэтому повышая ключевую ставку, ЦБ изымает рубли из системы по старым кредитам банков, которые перекредитоваться под меньший % уже не могут.
Как следствие рублёвой ликвидности в системе меньше, что влияет на предложение денег и рост стоимости рубля со снижением цен (за рубль можно купить больше чем раньше). В ситуации уменьшения ключевой ставки всё наоборот, что как следствие вызывает увеличение ликвидности в системе, рост спроса и цен.
В случае уменьшения ключевой ставки ЦБ влияет на объём ликвидности и уровень инфляции через размер обязательных резервов - т.е. банки должны больше изымать в резервы (пассивы) часть процент. маржи, которую они получили от оборота привлечённых депозитов граждан.
При увеличении ключевой ставки требования к размеру создания обязательных резервов для банков ЦБ снижает.
Объем рублёвой ликвидности в системе влияет на инфляцию (предложение денег), а размер ключевой ставки влияет на спрос на деньги (через кредит. ставки банков).
Косвенно объем рублёвой ликвидности может влиять на валют. курс (через платёж. баланс)
Для использования цифрового рубля (e-RUB) гражданин / предприятие заводит цифровой кошелёк в ЦБ, переводит с него со своего счета в банке деньги далее всё как обычно: цифровой безнал / снятие налом / конверсия в другую цифровую валюту.
За счет суммы e-RUB могут быть оплачены товары (работы, услуги) по номеру мобильного телефона или с использованием QR-кода.
Для этих операций используется уникальный QR-код, который присваивается каждому пользователю, зарегистрированному в СБП. Оплата происходит посредством сканирования QR-кода продавца или покупателя, после чего вводится пароль и происходит перевод денег. Образно говоря СБП в России это аналог WeChat в Китае. И тот, и другой переводит мобильные платежи (как работает WeChat Pay).
Помимо e-RUB есть ещё цифровые токены самих кредит. организаций ("спасибо" Сбербанка, квазикрипта) - это не цифровой рубль, это трансмиссия образно говоря бонусов "спасибо" (квазикрипты) в физич. рубль (безнал) с последующим его использованием внутри банка-эмитента цифр. токена.
По сути это внутрибанковские операции с частью процентной маржи банка (от остатка денег на карточном счёте / расчётном счёте) в обмен на эквайринговую комиссию банка за платёж внутри банка.
В отличие от e-RUB трансмиссию нал - безнал - цифровой токен с позиции прослеживаемости оборотов, участников операций трудно контролировать, а потому невозможно видеть какая часть процентной маржи банка скрыта в этих токенах.
Это влияет на инфляцию, что беспокоит ЦБ, из-за чего он против идеи расчётов криптой и разного рода бонусами (не видно денежную массу - какая в активах банка и формирует предложение кредита, какая в его пассивах и формирует спрос на наличность).
Более подробнее об СПБ см. по ссылкам Система быстрых платежей: новый способ оплаты в вашем бизнесе, Стратегия развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы.
Более подробнее о цифровом рубле см. по ссылке Концепция цифрового рубля.
Цифровая ДКП
Для реализации валюты в цифровом формате необходимо связать:- платежи потребителей (принятую оплату по QR-кодам),
- межбанковские расчеты организаций внутри страны,
- международные платежи.
Сшивка 3 сегментов позволит создать единую систему цифровых платежей, "наличностью" в которой будет объем CBDS внутри страны. Связка мобильных и цифровых платежей позволит перейти к цифровой экономике с максимальным удобством для потребителя и минимальными издержками для продавца и государства (Забудьте о B2B и B2C).
Национальная CBDS внутри страны будет выражена в объеме внутренних платежей, а за пределами - в стоимости чистого экспорта.
Объем "наличной" CBDS будет изначально сформирован из объема всей денежной массы во внутреннем обороте, кратно уменьшенного на коэффициент цифровой инфляции - объем денег, который не видит система и который по сути является теневым оборотом. По сути это объем наличности, не задействованный в безналичных и кассовых расчетах.
Фискальная прослеживаемость сумм и участников операций будет платой за безопасность и безотзывность цифровых расчетов.
Можно сказать, что внутренний объем CBDS будет формироваться из объема чистых платежных операций (остатков на кор. счетах банков).
В свою очередь спрос на кредиты (финансирование в долг) будет обеспечен частью "расчетного" объема CBDS, увеличенного на отвлеченный из системы объем CBDS в размере стоимости чистого импорта. Отвлеченный объем CBDS будет компенсироваться цифровой эмиссией ЦБ в сопоставим размере.
В случае избытка CBDS в системе в виде профицита ликвидности (депозит минус кредит) и чистого экспорта в момент времени, CBDS будет "гаситься" в размере избытка - образным удалением из системы на время с последующим возвратом в моменты избыточного спроса на цифровую ликвидность в расчетах.
Это позволит избежать кредитной накачки спроса для искусственного стимулирования предложения. Вследствие этого инфляция в классическом понимании как дефлятор цен утратит свое значение.
Таргетируя необходимый для расчетов объем CBDS в моменты времени, ЦБ добьется равенства спроса и предложения.
Избыточный спрос будет уменьшаться импортом, а избыточное предложение - экспортом. В этом случае ценовые разницы в стране экспорта и стране импорта могут отсубсидированы государством (при импорте), стать инвестиционным налоговым кредитом (при экспорте) или закрыться за счет драг. металлов (поставкой при экспорте, возвратом при импорте).
Образно говоря объем дефицита - избытка внутреннего спроса будет регулироваться объемом драг. металлов, приведенный к ценам на них Цифрового Банка БРИКС в момент времени.
Валютный контроль, ранее используемый для возврата взамен валюты импортного товара (услуги, работы) или возврата валюты за экспорт, с использованием CBDS и драг. металлов утратит свою актуальность.
Видимость этапа расчета самим ЦБ как участником BRICS Pay и видимость объема и стоимости запасов драг. металлов каждого ЦБ самим Цифровым Банком БРИКС создаст устойчивую систему международно-внутренних расчетов.
Сами же избытки сырьевых товаров и полуфабрикатов или их дефицит устранятся срочными рынками участников БРИКС. В связи с чем разница между ценой экспирации поставочного фьючерса страны импорта и внутренней ценой страны экспорта снизит отвлеченный объем CBDS для страны импорта.
Стоимость же услуг морских линий, страховщиков и перестраховщиков, международных банков, которая накладывается на стоимость морского грузооборота, может также торговаться внутри БРИКС на соответствующих биржах. Это позволит гарантировать поставку при наличии избытка товара у одного участника БРИКС и дефиците такого товара у другого участника.
В итоге цифровая ДКП каждого участника будет взаимосвязана с остатками CBDS и драг. металлов на счетах участника в Цифровом Банке БРИКС.
Образно говоря, участник будет иметь остатки CBDS в цифровых юанях (e-CNY) в объеме, кратном чистому экспорту. Или остатки драг. металла в стоимостном объеме, кратном чистому импорту.
Если один участник от ВЭД в момент времени будет иметь дефицит платежного баланса, то другой - профицит. Суммарный объем чистых экспортных позиций будет уравнен суммарным объемом чистых импортных позиций в момент времени (суммарно по всем участникам БРИКС).
В результате стоимость драг. металлов на счетах участников БРИКС в цифровых юанях, будет равна их валютным остаткам в e-CNY. Иными словами драг. металлы и e-CNY будут свободно конвертированы друг в друга, что укрепит устойчивость e-CNY как валюты международных расчетов.
Помимо использования в расчетах e-CNY резиденты двух участников БРИКС могут использовать CBDS любого участника. Через конверсию объема такой CBDS в e-CNY или драг. металлы, резиденты могут свободно входить на рынок каждого участника и также выходить, совершая любую операцию.
Цифровой Банк БРИКС по сути заменит BIS (Банк международных расчетов) и ЦБ участников в вопросе регулирования цифровой инфляции - плавающего объема CBDS в моменте времени (избыточного и отвлеченного с внутреннего рынка).
Для устойчивости e-CNY его курс к драг. металлам будет определяться спотовым рынком покупателей и срочным (фьючерсным) рынком продавцов драг. металлов.
Покупая драг. металл экспортер выходит из e-CNY и входит в нужную ему CBDS. По такой же схеме возможны выход из драг. металлов в какую-либо CBDS. Указанным образом все CBDS будут свободно конвертированы друг в друга через e-CNY и драг. металлы.
Регулируя предельную цену экспирации поставочного фьючерса на драг. металлы Цифровой Банк БРИКС достигнет ценовой стабильности объединенного рынка БРИКС и предсказуемости внутренней цифровой инфляции на рынках всех участников.