Товарами потребительского спроса являются товары бытового назначения, необходимые для удовлетворения естественных потребностей человека (продукты питания, одежда, медикаменты и т.д.)
Товарами инвестиционного спроса являются товары производственного назначения (оборудование, грузовой транспорт и т.д.)
Экспорт или импорт таких товаров зависит одновременно от:
-
обменного курса валюты страны-экспортера на валюту страны-импортера:
- чем импорт в страну дороже, тем выгоднее создавать в стране импорта производство потребительских и инвестиционных товаров.
- чем импорт в страну дешевле, тем наоборот выгоднее ввозить в страну импорта такие товары с целью их реализации здесь.
Другими словами, если рубль стал еще дешевле евро, то при паритете цен немецкий экспортер за партию роботов KUKA в России получит большую рублевую выручку.
Если же рубль подорожает к евро и рублевая выручка немецкого экспортера снизится до себестоимости производства таких роботов в Германии, то ему лучше перенести их производство из Германии в Россию.
Российский же импортер за более дорогой рубль будет каждый раз покупать меньше новых роботов в Германии, а продавать их по той же рублевой цене что и ранее (т.е. себе в убыток).
Если он повысит их цену в России, то он может столкнуться со снижением или прекращением на них спроса.
Во всех случаях полученные экспортером (импортером) выручка и расходы от внешнеторговых операций пересчитываются в валюту страны их налогового резидентства в целях налогообложения их прибыли.
Курсовые разницы (на дату передачи товара и дату платежа за него) в этих случаях могут быть отрицательными или положительными (с формированием убытка или прибыли от ВЭД и валютных операций).
Официальный курс российского рубля (RUB) к валюте другой страны на заданную дату см. по ссылкам https://www.cbr.ru/, https://www.cbr.ru/.
Официальные курсы RUB к американскому доллару (USD) и евро (EUR) определяется ЦБ РФ по итогам торгов на Мосбирже (MOEX) на 11:30 торгового дня (https://www.moex.com/), а начинают они действовать со следующего дня.
Официальные курсы других валют к RUB устанавливаются через кросс-курс таких валют к USD.
- от паритета покупательной способности (ППС).
-
ППС - это количество одной валюты, выраженное в единицах другой валюты, необходимое для приобретения одинакового товара или услуги на рынках обеих стран. Например, цена одной булки хлеба в США равна 1 долл., а в России хлеб того же качества стоит 10 руб. Следовательно, ППС доллара по хлебу будет равен 10 руб., а ППС рубля по хлебу равен 0,1 долл. США.
-
Более подробно о ППС см.:
Как правило ППС определяют по индексу Big Mac, который рассчитывается журналом The Economist на протяжении 34 лет и пока остается актуальным в отражении паритетности цен и оценке покупательной способности валют различных стран.
Индекс бигмака основан на теории ППС валюты, предполагающей, что в долгосрочной перспективе валютный курс должен уравнивать стоимость корзины товаров и услуг в разных странах. В качестве показателя берется цена бургера, который продается в ресторанах "Макдональдс" в большинстве стран мира (https://www.rbc.ru/, https://1prime.ru/).
Значения данного индекса начиная с 2002 года см. на сайте https://bigmacindex.ru/.
Для определения маржинальности экспорта (импорта) конкретного товара необходимо:
-
определить обменный курс валюты страны-экспорта к валюте страны-импорта (первая величина).
-
определить ППС валюты страны-экспорта по торгуемому товару в валюте страны-импорта (вторая величина).
Если разница между первой и второй величинами положительна (больше 0), то более маржинальным будет импорт оборудования для производства данного товара.
Иными словами 1 $ можно конвертировать в 30 рублей или купить за 1 $ единицу товара, который потом продать за 10 рублей.
То есть, конвертировав 1 $ в 30 рублей и затем вложив их в производство 3 единиц товара в России, которые потом экспортировать в США, можно получить большую маржу (валовую прибыль), чем убыток от продажи 1 единицы товара в России, рублевую выручку за который потом можно конвертировать только в 0,33 $.
Если разница между ППС и обменным курсом будет положительна, то более маржинальным будет импорт самих товаров с целью их реализации здесь.
Иными словами в такой ситуации одна единица товара в стране-импорта стоит дороже, чем ее производство в стране-экспорта в одной и той же валюте, а потому импорт товара с целью реализации более выгоден, чем его производство в стране-импорта.
Маржинальность в обоих случаях определяется с учетом величин вывозных пошлин страны-экспорта и ввозных пошлин страны-импорта, а также затрат на перевозку.Маржинальность показывает разницу между ценой, по которой товар реализуется конечному потребителю, и расходами, инвестированными в себестоимость товара.
Товар должен приносить доход на вложенный капитал, иначе коммерческий проект чреват банкротством.
Таким же образом (через обменный курс и ППС) можно определить демпинг экспортера в отношении конкурентов в стране-импортере:
-
сперва определяется ППС страны-импорта по этому товару в валюте страны-экспорта.
-
затем значение ППС умножается на обменный курс.
-
после чего полученная величина вычитается из цены реализации товара в стране-импорта.
Если с учетом таможенных пошлин и затрат на перевозку указанная разница меньше 0 (т.е. отрицательна), то имеет место ценовой демпинг.
Демпинг – это продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам.
Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги.
С целью пресечения захвата доли местного рынка со стороны иностранных производителей могут быть введены антидемпинговые (заградительные) пошлины.
Антидемпинговые расследования проводятся:
Минэкономразвития России или МЭР России (http://www.ved.gov.ru/rus) - в отношении нерезидентов ЕврАзЭС, действующих в пределах таможенной территории Российской ФедерацииФАС России (https://fas.gov.ru/) - в рамках борьбы с картелями (антиконкурентными соглашениями и согласованными действиями хоз. субъектов в пределах внутреннего рынка РФ)
Департаментом защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (http://www.eurasiancommission.org/) - в отношении резидентов ЕврАзЭС, действующих в пределах территории Таможенного союза ЕврАзЭС
- Европейской комиссией (https://eur-lex.europa.eu/) - в отношении нерезидентов ЕЭС, действующих на его территории
-
Министерством торговли США - в отношении нерезидентов США, действующих на его территории
Споры об обоснованности введения антидемпинговых пошлин рассматриваются ВТО (https://www.wto.org/).
Финансово-экономические меры поддержки российского несырьевого экспорта:
-
представлены на Портале внешнеэкономической информации МЭР России (http://www.ved.gov.ru/).
-
предоставляются также Российским экспортным центром (https://www.exportcenter.ru/) и ЭКСАР (https://www.exiar.ru/).