+7 982 273 1968
28.10.2022

Инструменты торгового финансирования

Чтобы преуспеть на сегодняшнем глобальном рынке и выиграть продажи у иностранных конкурентов, экспортеры должны предлагать своим потребителям привлекательные условия продажи при поддержке соответствующих способов оплаты. 

Получение оплаты в полном объеме и в срок – конечная цель каждой экспортной продажи, поэтому необходимо выбрать подходящий способ оплаты, чтобы минимизировать платежный риск, удовлетворяя при этом потребности покупателя. 

    Следовательно, экспортер хочет получить оплату в кратчайшие сроки, предпочтительно, как только заказ размещен или до отправки товаров. 

    В свою очередь импортеры хотят получить товары в кратчайшие сроки, но отсрочить оплату на возможно более длительный срок, предпочтительно до тех пор, пока товары не будут перепроданы для получения достаточного дохода, чтобы заплатить экспортеру.

    Платежи влекут за собой значительную часть риска, особенно при их осуществлении за границу и между относительно новыми торговыми партнерами. 

    Необходимость для экспортеров оформить коммерческий контракт так, чтобы максимально покрыть риски для своего экспорта, имеет такое же большое значение, что и знание различных форм торгового финансирования, доступного для заключения сделки. 

    Торговое финансирование делится на две основные категории:

    • финансирование под гарантию банка (т.e. документарные инструменты) - аккредитивы, гарантии, инкассо, авалированные банком векселя.
    • финансирование без гарантии банка - открытый счет (или оплата по факту).
    При этом торговое финансирование намного дешевле обычного, т.к. платеж по документарным инструментам в пользу продавца производится банком против документа о передаче товара покупателю.

    Используемое сторонами условие оплаты указывается во внешнеторговом контракте, порядок заключения которого см. по ссылкам: 
    https://www.youtube.com/1
    https://www.youtube.com/2
    https://www.youtube.com/3


    Подробнее о применении документарных инструментов см. по ссылкам:

    Подробнее о том, как оценить рынок, подготовится к экспорту, оптимизировать цепочку поставок, логистику, финансировать внешнеторговую сделку см. по ссылкам: 

    Международная торговая администрация
    Экспорт Казахстан.

    Подробнее о предлагаемых финансовых инструментах поддержки российского экспорта (кредитовании, гарантиях, экспортном факторинге, страховании) см. по ссылкам:


    Варианты торгового финансирования

    Получить торговое финансирование могут клиенты банка, имеющие стабильные обороты и опыт не менее одного года торговли данным товаром (в зависимости от банка). Собственное участие клиента в финансировании - от 50% до 10% (в зависимости от типа товара и структуры сделки). 

    Обеспечением могут служить товары, находящиеся на складе или в пути, а также права требования к дебиторам, обеспеченные банковскими гарантиями, страховыми полисами или документарными аккредитивами. 

    Торговое финансирование может предусматривать:

    • финансирование закупки товара
    • финансирование на складах
    • финансирование против коносаментов
    • финансирование отсрочки платежа.

    В первом случае банк финансирует сделку по закупке товара, предназначенного на экспорт, путем выставления аккредитивов или гарантий, либо банк выполняет авансовый платеж в пользу одобренного производителя / поставщика. Финансирование предоставляется с момента оплаты авансового платежа или с момента отгрузки товара до момента выхода товара из терминала (включая накопление и хранение товара на приемлемом банку терминале) или до получения оплаты от конечного покупателя товара.

    Во втором случае банк финансирует торговую компанию под залог товара, размещенного на согласованном с банком таможенном складе, терминале или складе ответственного хранения. Торговая компания может получить в виде кредита определенную часть от стоимости заложенного товара. Торговая компания может получить товар со склада в свое распоряжение после погашения соответствующей части кредитной линии. В некоторых случаях, данный тип финансирования может быть дополнен "Финансированием против коносаментов".

    В третьем случае торговая компания за свой счет либо за счет поставщика производит закупку товара. После получения коносаментов, подтверждающих отгрузку товара, и предъявления их в банк торговая компания получает финансирование, которое должно быть погашено по прибытии товара в порт назначения, по получению оплаты от конечного покупателя, или, в случае его последующего размещения на заранее согласованном таможенном складе, терминале или складе ответственного хранения непосредственно перед получением товара со склада.

    В четвертом случае банк финансирует торговую компанию на весь тот срок, на который она предоставила своему партнеру (покупателю товара) отсрочку по платежам. Обязательства покупателя в этом случае должны быть гарантированы страховым полисом, аккредитивом или гарантией приемлемого банка.


    Цифровой аккредитив (eUСP)

    Аккредитив — это обязательство банка произвести по поручению и в соответствии с указаниями импортера (покупателя) платеж экспортеру (продавцу). 

    Подробнее об условиях аккредитива, его видах и особенностях применения см. по ссылке Аккредитивы, особенности и условия.


    На долю торговли в форме документарного аккредитива приходится 11-15% всей мировой торговли.

    Международные аккредитивы выпускаются в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов (англ. Uniform Customs and Practice for Documentary Credits, UCP), публикация Международной торговой палаты № 600.

    Текст UCP-600 см. по ссылке https://estiw.ru/.

    В рамках отношений по аккредитиву существует два вида технологий, использующих блокчейн:

    • цифровой аккредитив
    • аккредитив, использующий блокчейн в рамках представления документов на основании которых принимается решение о выплате.
    Примером первого подхода (цифрового аккредитива) может служить международное аккредитивное соглашение между стартапом Wave и сейшельской компанией, проведенная банком Barclays.аккредитив.jpg

    Однако, Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах от 11 декабря 1995 г. не содержит конкретных положений: каким образом должен быть организован цифровой аккредитив (то самое обязательство в цифровой форме).

    Поддерживающим первый подход можно также считать Типовой закон «Об электронных передаваемых записях» 2017 г. ЮНСИТРАЛ.

    В нем определено два принципа (эквивалентность и контроль), которые должны обеспечить признание электронных документов, а значит аккредитивных блокчейн соглашений.

    Иные документы, поддерживающие первый подход отсутствуют, следовательно, поддерживают подход номер два.

    Преимуществом первого подхода, исходя из последних статистических данных, может считаться снижение затрат банков на аккредитивные операции.

    Недостатком же первого подхода может являться отсутствующее регулирование – отсутствие легализации. 

    Примером второго подхода (аккредитива, использующего блокчейн в рамках представления документов) могут являться аккредитивные сделки, допускающие использование копий бумажных документов.

    Такие аккредитивные сделки, как правило, работают с имплементацией внутрь текста соглашения UCP 600. 

    Следует заметить, что имплементация в текст аккредитивного соглашения UCP 600 становится особенно актуальной (в особенности в связи с обновлением 1 июля 2019 года протокола eUCP) и после публикации Положения Банка России № 383-П.

    eUCP регулирует именно процесс представления электронных документов по документарному аккредитиву, а не «цифровой аккредитив» как таковой, что следует прямо из названия протокола.

    Так же такой вывод следует из определений, например, «места презентации» (place for presentation), «электронная запись» (electronic record) и наконец, «представления» (re-present / re-presented).   

    Под представление буквально понимается, согласно подп. viii п. b ст. e3 eUCP: «to substitute or replace an electronic record already presented».

    Другим сводом правил, регулирующим аккредитив при прямом на него указании в тексте соглашения об аккредитиве - является Международная практика резервных аккредитивов ISP 98.

    На данный момент в нем отсутствует регулирование, одобряющее или отрицающее какой – либо из подходов. 

    Сейчас положения содержат только понятие электронного документа, который при должном развитии и внесении изменений в п. 3.06 регулирование позволит использовать правила в рамках во всяком случае второго подхода и ограниченно использовать блокчейн для представления документов.

    Легализованным, по смыслу Положения, является второй подход, который также признается и в международной практике, что видно из текста упомянутых UCP 600, c некоторой оговоркой ISP 98.

    Второй подход может являться переходным после адаптации в практике и может быть позднее модернизирован до первого подхода.

    Таким образом можно сделать вывод, что цифровой аккредитив и аккредитив, использующий блокчейн скорее аналоги, из которых первый более современный (цифровой аккредитив), чем второй, но второй (аккредитив, использующий блокчейн) более основательный в регламентации (https://zakon.ru/).

    На российской блокчейн-платформе "Мастерчейн"  создан сервис «Цифровой аккредитив», который направлен на сокращение сроков исполнения сделок по аккредитивам с покрытием (см. две диаграммы выше). 

    В его задачи входит исключение бумажного документооборота и связанных с ним задержек по времени при исполнении сделок, а также автоматизация финансовых транзакций.

    Интеграция аккредитива в процесс продаж продавца через платформу электронной коммерции (e-com-площадках и маркетплейсах) существенно сокращает клиентский путь и позволяет клиентам компании легко и быстро подключить сервис при оформлении сделки (https://www.comnews.ru/).

    Появление eUCP позволит сократить процесс проведения сделки с 10–18 рабочих дней до 8.

    Также снизится цена ошибки при оформлении документа: если раньше в случае неправильного заполнения документов клиент получал отказ, и ему приходилось весь цикл начинать сначала, то теперь корректность заполнения может быть проверена в режиме онлайн.

    При этом до 20% издержек по этому типу операций приходятся на бумажный документооборот.

    Подробнее о технологии распределенного реестра (блокчейн) см. по ссылкам:
    Децентрализованный блокчейн. Смарт-контракты
    Расчеты в цифровых валютах БРИКС

    Цифровая экономика: вызовы и возможности


    Гарантия по первому требованию

    В большинстве случаев гарантии используются для покрытия риска невыполнения стороной договора договорных обязательств (напр., неоплата или непоставка). 

    Гарантии могут использоваться в торговле с открытого счета также дополнять инкассовые платежи и документарные аккредитивы.

    Гарантия – это тип защиты, которую одна сторона сделки может наложить на другую в случае, если другая сторона не выполнит предварительно согласованные условия.  В таком случае, первая сторона получит предопределенную сумму компенсации от гаранта, которую вторая сторона должна будет погасить

    Например, импортер машин в США может потребовать от японского экспортера предоставить гарантию по первому требованию. Экспортер идет в банк для приобретения гарантии и отправляет ее американскому импортеру. Если экспортер не выполнит свою часть договора, импортер может пойти в банк и предъявить гарантию по первому требованию. В таком случае, банк выдает импортеру указанную предопределенную денежную сумму, которую экспортер будет обязан погасить банку.

    Гарантия по первому требованию очень похожа на аккредитив за исключением того, что она предоставляет гораздо большую защиту. 

    Например, аккредитив обеспечивает защиту только против неоплаты, в то время как гарантия по первому требованию может предоставить защиту против неисполнения, несвоевременного исполнения и даже ненадлежащего исполнения. 

    Порядок выдачи и исполнения гарантии по требованию определен Унифицированными правилами для гарантий по первому требованию (англ. Unform Rules for Demand Guarantes, URDG), публикация Международной торговой палаты № 758.

    Текст URDG 758 см. по ссылке https://studref.com/.

    Принцип действия гарантии по первому требованию: 

    • 1) покупатель и продавец согласовывают условия контракта. Покупатель соглашается предоставить продавцу гарантию прямого платежа, чтобы обеспечить оплату.
    • 2) покупатель обращается в свой банк за гарантией. Банк покупателя выдает нужную гарантию на основании информации в контракте между покупателем и продавцом. 
    • 3) затем гарантия передается напрямую продавцу из банка покупателя в форме бумажного оригинального документа или в электронной форме через банк-корреспондент, выполняющий роль «почтового отделения».
    • 4) покупатель и продавец теперь готовы приступить к торговой деятельности.

    Таким образом, гарантия обычно используется, чтобы обеспечить выполнение договорных обязательств (напр., поставки). Когда продавец и покупатель согласовали условия договора, продавцу, возможно, также потребуется определить, какое из условий подлежит обеспечению гарантией. 

    Если некоторые из обязательств продавца подлежат обеспечению, продавец обращается за гарантией в свой банк, который затем выставляет гарантию в пользу покупателя. 

    Если обеспечению подлежат некоторые из обязательств покупателя, покупатель обращается в свой банк с просьбой выставить гарантию в пользу продавца (https://tfig.unece.org/). 


    Цифровая банковская гарантия

    Банковская гарантия — это обязательство банка уплатить указанному исполнителем (принципалом) третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями гарантии, если принципал не исполнит своих обязательств или исполнит их ненадлежащим образом.

    С 2018 г. интерес заказчиков в рамках гос. закупок к банковским гарантиям как к инструменту обеспечения обязательств значительно вырос. Увеличился список процедур и контрактов, требующих обеспечения.

    При этом для самих участников закупок стало удобнее получить гарантию, чем вносить свои средства в качестве обеспечения (https://www.tadviser.ru/). 

    Стоимость открытия банковских гарантий российскими банками см. по ссылке https://rusind.ru/.

    Хотя на рынке существуют биржи банковских гарантий, где можно отправить заявку сразу в несколько банков, их работа построена неэффективно. Сложный риск-анализ клиента, истории его участия в аукционах, проверки в ручную и долгий процесс согласования делают банковские гарантии сложным и дорогим продуктом. ЦБГ - гар.jpg

    Для решения подобных проблем на платформе "Мастерчейн" реализован сервис "Цифровые банковские гарантии" (https://www.fintechru.org/).

    В обновленной 1 июня 2022 г. версии сервиса расширен функционал:

    • теперь пользователи могут выбирать форму банковской гарантии при формировании ее проекта: создавать банковскую гарантию по универсальной форме, форме бенефициара или свободной форме. 
    • для всех вариантов реализованы автоматизированный обмен данными между участниками распределенного реестра ЦБГ и автозаполнение полей
    • организациям можно не менять привычные бизнес-процессы и использовать утвержденный вид документа. 
    • увеличена доступность сервиса для принципалов благодаря появлению возможности выпуска гарантии в случае отсутствия бенефициара в системе
    • для бенефициаров реализована функция контроля суммарного покрытия гарантий, принимаемых от банка. 
    • в рамках риск-политик бенефициар может установить предельный объем покрытия по выпущенным гарантиям со стороны конкретного банка. Система позволит в интеллектуальном режиме отслеживать общий объем гарантийного покрытия в отношении одного банка и выдавать предупреждения в случае превышения установленного лимита.
    В декабре 2020 г. Банк ВТБ первым в России выдал цифровую банковскую гарантию в режиме промышленной эксплуатации российской блокчейн-платформы "Мастерчейн". Гарантия исполнения платежных обязательств на сумму 392 млн рублей была выдана в пользу ПАО "МТС" (https://www.comnews.ru/).


    Документарное инкассо

    Документарное инкассо – это обязательство банка экспортера (банка-ремитента) получить оплату от импортера через его банк (банк-инкассатор) против документов о получении товара импортером. 

    Если аккредитив подразумевает обязательство банка импортера (банка-эмитента) произвести оплату экспортеру через банк экспортера (исполняющий банк) против документов о получении товара импортером, 

    то при документарном инкассо экспортер получает средства не банка (с аккредитива), а импортера (с его счета) и не в банке импортера, а в своем банке

    Для этого при документарном инкассо банк-ремитент (т.е. банк экспортера) отправляет документы банку-инкассатору (т.е. банку импортера) вместе с платежными инструкциями. 

    Происходит получение средств от импортера и их перечисление экспортеру через банки, участвующие в обмене по данным документам. 

    Документарное инкассо подразумевает использование тратты, которая требует от импортера выплатить сумму номинала либо по предъявлении (т.е., документ против платежа) или на указанную дату (т.е., документ против акцепта). 

    Тратта содержит инструкции с указанием документов, требуемых для передачи права собственности на товары. 

    Хотя банки действительно выступают в качестве организаторов для своих клиентов, документарное инкассо не подразумевает процесс верификации и предоставляет ограниченное право регресса в случае неоплаты. Тратты обычно дешевле, чем аккредитивы.Documentary Collection Procedure.jpg

    При документарном инкассо импортер не обязан по закону платить за товары до отгрузки

    Экспортер сохраняет право собственности на товары до тех пор, пока импортер не заплатит сумму номинала тратты по предъявлении либо не акцептует тратту, приняв на себя юридическое обязательство произвести оплату на указанную более позднюю дату. 

    Хотя право собственности на товары можно контролировать при морских перевозках, его нельзя проконтролировать при воздушных или сухопутных перевозках, что позволяет иностранному покупателю получить товары с оплатой или без оплаты. 

    Банк-ремитент (т.е., банк экспортера) и банк-инкассатор (т.е., банк импортера) играют существенную роль в документарном инкассо. 

    Хотя банки контролируют поток документов, они не проверяют такие документы и не принимают на себя риски. Однако они могут влиять на взаимовыгодные расчеты при документарном инкассо.

    Документарное инкассо следует использовать только при следующих условиях:

    • экспортер и импортер имеют устоявшиеся отношения.
    • экспортер уверен в том, что страна-импортер политически и экономически стабильна.
    • продажа с оплатой по открытому счёту считается слишком рискованной.
    • аккредитив неприемлем для импортера.

    Процедура документарного инкассо подразумевает пошаговый обмен документами, предоставляющими право собственности на товары в обмен на немедленную оплату наличными либо в обмен на договорное обязательство заплатить в более поздний срок (см. диаграмму выше):

    • 1) покупатель и продавец соглашаются об условиях продажи товаров путем: (a) указания документарного инкассо в качестве средства платежа; (б) указания инкассирующего банка / банка, предъявляющего чек к оплате (обычно это банк покупателя); и (в) перечисления требуемых документов. Экспортер/продавец (т.е., принципал) отгружает товары импортеру/покупателю (т.е., трассату) и получает оборотный транспортный документ (т.е., коносамент) от транспортной компании/экспедитора.
    • 2) продавец готовит и предоставляет (т.e., пересылает) пакет документов в свой банк (т.е., банк-ремитент), состоящий из: (a) инкассового поручения с указанием сроков и условий, согласно которым банк должен передать документы покупателю и получить оплату; (б) оборотного транспортного документа (т.е., коносамента); и (c) других документов (напр., страховой документ, сертификат происхождения, акт досмотра) по требованию покупателя.
    • 3) банк-ремитент отправляет пакет документов почтой или курьером в назначенный инкассирующий банк / банк, предъявляющий чек к оплате, в стране покупателя с инструкциями предоставить их покупателю (т.е., трассату) и получить платеж по инкассо.
    • 4) банк, предъявляющий чек к оплате (т.е., инкассирующий банк): (a) проверяет документы, чтобы убедиться, что они соответствуют инкассовому поручению; (б) уведомляет покупателя о сроках и условиях инкассового поручения; и (в) выдает документы после соблюдения условий оплаты.
    • 5) покупатель: (a) осуществляет платеж наличными (путем подписания тратты), или если инкассовое поручение допускает, подписывает акцепт (т.е., обещание заплатить в определенный день в будущем); и (б) получает документы и вступает во владение грузом.
    • 6) инкассирующий банк платит банку-ремитенту немедленным платежом либо на дату оплаты акцептованного векселя.
    • 7) после этого банк-ремитент платит продавцу (т.е., принципалу).
    Указанная процедура определена Унифицированными правилами по инкассо (англ. Uniform Rules for Collections, URC), публикация Международной торговой палаты № 522.

    Текст URС 522 см. по ссылке http://www.orioncom.ru/.

    В соответствии с Унифицированными правилами инкассо - это операция банков по полученным документам с тем, чтобы:

    • а) получить акцепт и/или платёж;
    • b) выдать коммерческие документы против акцента и/или против платежа;
    • с) выдать документы на других условиях.

    При этом документы бывают двух типов:

    • а) финансовые документы - переводные и простые векселя, чеки,  платёжные расписки или подобные документы, используемые для обеспечения платежа деньгами.
    • b) коммерческие документы - счета, отгрузочные документы, документы о праве собственности и тому подобные документы, не являющиеся финансовыми.

    Унифицированные правила по инкассо различают два вида инкассо: чистое инкассо и документарное инкассо. 

    Чистое инкассо - это инкассо финансовых документов, не сопровождаемое коммерческими документами

    Документарное инкассо - это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, или инкассо только коммерческих документов


    Открытый счет

    Сделка по открытому счету – это продажа, при которой товары отгружаются и поставляются до наступления срока оплаты.

    Очевидно, что данный вариант имеет наибольшее преимущество для импортера с точки зрения денежного потока и стоимости, и, следовательно, является наиболее рискованным вариантом для экспортера.

    Из-за напряженной конкуренции на рынках экспорта иностранные покупатели часто вынуждают экспортеров идти на условия открытого счета, поскольку предоставление кредита продавцом покупателю – более обычное явление за рубежом.

    Таким образом, экспортеры, которые неохотно предоставляют кредит, могут проиграть продажу своим конкурентам. Однако экспортер может предложить конкурентные условия открытого счета, при этом существенно снижая риск неоплаты путем использования одного или более подходящих средств финансирования торговли, таких как страхование экспортных кредитов.

    Товары вместе со всеми необходимыми документами отгружаются напрямую импортеру, который согласился оплатить счет-фактуру экспортера на указанную дату. Экспортер должен быть абсолютно уверен в том, что импортер примет груз и оплатит в согласованный срок, а страна-импортер является коммерчески и политически стабильной. 

    Условия открытого счета могут помочь привлечь клиентов на рынках с высокой конкуренцией и могут быть использованы совместно с одним или несколькими подходящими средствами финансирования торговли, которые снижают риск неоплаты.

    Для самих экспортеров и импортеров легче получить надежную информацию об иностранных торговых партнерах, и они хотят меньше платить за защиту от риска, предлагаемую традиционными способами. 

    Это привело к тому, что предпочтение отдается открытым счетам, а банки могут быть полезными через финансирование цепей поставок, занимаясь счетами-фактурами и финансируя поставщиков (и покупателей) по предъявлению счетов-фактур. 

    Если платежи производятся в срок до месяца, то сделка открытого счета считается завершенной за наличный расчет, а при более длительном сроке - формой кредита.

    В международной торговле открытые счета используется при расчетах между постоянными контрагентами: между фирмами и их филиалами, при расчетах с брокерами, при комиссионной продаже товара в форме консигнации или при многократных поставках однородного товара.

    Условия открытого счета могут быть предложены на конкурентных рынках с использованием одного или более из следующих средств финансирования торговли (https://tfig.unece.org/):

    • факторинг - финансовая сделка, в которой коммерческая фирма продает свою дебиторскую задолженность (т.e., счета-фактуры) третьему лицу (фактору) со скидкой.
    • банковское платежное обязательство (БПО) - безотзывное (при определенных условиях) обязательство банка должника заплатить указанную сумму банку-получателю, как только совпадут данные, извлеченные из различных торговых документов, таких как счета-фактуры, заказы на покупку, транспортные документы и сертификаты.

    Аналогом факторинга является форфейтинг, при котором: а) покупатель расплачивается с поставщиком векселем; б) вексель впоследствии продается форфейтеру с дисконтом; и в) форфейтер становится кредитором покупателя, принимая на себя риски в случае неплатежа. 

    То есть, по сути, это продажа дебиторской задолженности, как и при факторинге, только сама задолженность оформлена векселем

    Подробнее о факторинге и форфейтинге см. по ссылке Управление дебиторской задолженностью. Форфетирование


    Финансирование под залог товара в пути

    Грузоотправители часто владеют товарами, полученными за границей, задолго до того, как груз достигнет порта въезда в страну импорта. В этих случаях груз будет признаваться транзитным до его прибытия в страну импорта. 

    Коммерческие условия продажи, такие как EXW, могут передавать право собственности и риск потери от иностранного поставщика грузоотправителю еще до того, как товары покинут страну происхождения. 

    На условиях FOB грузоотправитель регистрирует транзакцию в пункте отгрузки, а грузополучатель не регистрирует получение до тех пор, пока транзакция не будет зарегистрирована в приемном доке, поскольку находится в пути от продавца к покупателю.

    Кредиторы могут ссужать этот транзитный фрахт так же, как если бы это были внутренние запасы, при условии, что отчетность обеспечивает достаточную прозрачность, а юридические отношения с фрахтом предлагают регресс в случае невыполнения обязательств. 

    Грузоотправители и кредиторы уравновешивают эти интересы, согласовывая рабочие процессы, которые устанавливают права кредитора на груз, обеспечивая при этом бесперебойное движение груза.

    Ключевым элементом финансирования транзитных перевозок является эффективное управление оборотными коносаментами. Каждая партия груза, перевозимая в страну импорта морским перевозчиком, оформляется коносаментом. 

    «Оборотный» коносамент служит правоустанавливающим документом и юридически действует так же, как если бы он был любым другим оборотным документом. 

    В результате оборотные коносаменты дают стороне, которой выдан или индоссирован вексель, или любой стороне, владеющей векселем, если он индоссирован на бланке, исключительное право на получение фрахта от перевозчика. 

    Право и правовой титул, предоставляемые оборотным коносаментом, превосходят все стороны, за исключением собственного залога перевозчика в отношении фрахтовых расходов - он даже побеждает неоплаченный залог поставщика.

    Кредиторы устанавливают свои права на транзитный фрахт, требуя выдачи оборотных генеральных коносаментов, которые должны быть точно заполнены. 

    В частности, в поле «Грузополучатель» в коносаменте должно быть указано «По заказу» кредитора или назначенного им агентаИспользование языка «Заказ» приводит к тому, что счет автоматически становится оборотным и может быть доставлен только указанному юридическому лицу. 

    Это техническое завершение товаросопроводительного документа создает серьезную заинтересованность в товаре вместе с правом въезда и получения фрахта, несмотря на возражения грузоотправителя-должникаЭти права не существуют в какой-либо значимой форме, если коносамент не подлежит обороту или если он выдан «по приказу» грузоотправителя или другого третьего лица. Аналогичные принципы могут применяться к внутренним транспортным и складским услугам.

    Кредитное соглашение будет конкретно требовать, чтобы перевозчики выдавали оборотные коносаменты на соответствующий фрахт, в каждом случае заполняя «По заказу» кредитора или назначенного им агента. Кредитор также потребует, чтобы оригинал генерального коносамента был предоставлен кредитору или его агенту, часто таможенному брокеру грузоотправителя, для индоссамента и обработки от имени кредитора

    Это гарантирует, что кредитор имеет право на получение фрахта с момента отплытия судна в страну импорта. Агент кредитора заверяет коносамент от имени кредитора и управляет поступлением товаров в обычном порядке, что обеспечивает непрерывный поток грузов. 

    Если кредитор пытается осуществить свое право на фрахт, он предписывает агенту действовать в соответствии с заранее определенным рабочим процессом, который отклоняется от обычного курса, удерживая коносаменты, а не индоссируя их грузоотправителю. Кредитор может получить фрахт самостоятельно, если он того пожелает.

    Дополнительные соглашения с поставщиками услуг часто носят трехсторонний характер, и кредитор, грузоотправитель и поставщик услуг являются сторонами, подписавшими соглашение. 

    Ключевые условия, структурирующие рабочие процессы и права сторон, часто включают признание обеспечительного интереса кредитора, отказ или субординацию залогового права поставщика услуг, принятие права кредитора вводить и получать фрахт или товаросопроводительные документы, соглашение о требованиях к отчетности, а в некоторых случаях назначение агента с ограниченной ответственностью (особенно у таможенных брокеров) или хранителя (особенно у складов) кредитора. 

    Это условие требует четкого понимания потоков входящего трафика грузоотправителя и согласования условий со значимыми узлами в этой цепочке поставок. Многие сложные поставщики услуг принимают эти структуры и условия соглашения в интересах удовлетворения финансовых потребностей крупных клиентов-перевозчиков. 

    Степень переговоров и их влияние на относительные права кредитора могут в конечном итоге повлиять на желание предоставить ссуду под залог транзитного фрахта.

    Финансирование транзитных перевозок дает практический эффект концептуального расширения стен складов крупного грузоотправителя до дверей поставщика, при условии, что оно хорошо структурировано и задокументировано по всем отношениям. 

    Эта стратегия наиболее выгодна для глобальных цепочек поставок с большими объемами прибывающих грузов и длительным временем в пути из-за относительной величины грузов, которые могут находиться в пути в любой момент времени. 

    Полученное в результате воздействие на активы грузоотправителя может быть ощутимым при сохранении целей управления цепочкой поставок грузоотправителя и интересов кредитора в этих товарах.

    Товары в пути относятся к товарно-материальным запасам, которые были приобретены покупателем и отправлены продавцом; однако товар находится в пути и еще не дошел до предполагаемого покупателя. 

    В конце отчетного периода такие товарно-материальные ценности требуют особого внимания к учету. Этих товаров нет ни у продавца, ни у покупателя.

    Подробнее о финансировании под залог транзитных товаров в пути см. по ссылкам
    Финансирование транзитных грузов, покрытых морскими накладными
    Финансирование транзитных запасов: Правовые риски для кредиторов
    Товары в пути (значение, примеры) и порядок учета,
    Товары в пути.


    Страхование экспортных кредитов и операций

    Объектом страхования экспортных кредитов являются имущественные интересы экспортеров товаров или услуг (или финансирующих такие сделки банков), связанные с возможным непогашением импортерами своей задолженности вследствие оговоренных (в договоре страхования) обстоятельств.

    В настоящее время условие предоставления экспортного кредита в той или иной форме присутствует примерно в 80 % международных торговых сделок. 

    В результате дебиторская задолженность, вытекающая из поставок товаров и оказания услуг на экспорт, стала составлять значительную часть оборотного капитала в балансах многих предприятий и организаций. 

    В такой ситуации у поставщиков возникает риск неполучения денег за ранее поставленный товар. В целях управления таким риском многие компании создают собственные страховые резервы методом самострахования на случай возникновения безнадежных долгов. 

    Однако размеры убытков могут превысить величину таких резервов, поэтому экспортеры были вынуждены искать альтернативные методы финансирования своих рисков, в качестве одного из которых выступает страхование экспортных кредитов. 

    Еще одна важная причина, способствующая развитию данного страхования, заключается в том, что наличие договора страхования повышает возможности экспортеров (или импортеров) получить банковский кредит под произведенные поставки, поскольку страховой полис рассматривается банками-кредиторами в качестве обеспечения выдаваемых кредитов.

    Исходя из характера взаимоотношений между участниками внешнеторговых сделок, страхование кредитов может быть подразделено на три группы: 

    • 1) страхование риска неплатежа, предоставляющее страховую защиту на случай неоплаты поставленных товаров или оказанных услуг (которое в строгом смысле этого понятия и следует называть страхованием экспортных кредитов и о котором будет идти речь в дальнейшем); 
    • 2) страхование на случай невозможности осуществить поставку товара или оказать услугу, оплаченные авансом (страхование авансовых платежей импортера); 
    • 3) страхование фабрикационных рисков, предоставляющее страховое обеспечение в случае отказа контрагента страхователя от принятия ранее заказанного товара (услуги). Такое страховое обеспечение чаще всего предоставляется в качестве дополнительной опции к договору страхования риска неплатежа; оно расширяет срок действия страхования на период с момента заключения контракта до фактической поставки товара.
    Первый вариант применяется в случаях реализации товара на условиях предоставления отсрочки по платежам, т. е. когда поставки финансируются посредством предоставления самим экспортером коммерческого кредита. В этом случае страхователем является экспортер, который заключает договор страхования в свою пользу. Если экспортер получает банковский кредит на период от отгрузки товара до получения платежа по экспортному контракту, договор страхования заключается в пользу банка, выдавшего кредит. 

    Аналогично в пользу банка-кредитора заключаются договоры и в том случае, если банковский кредит предоставляется импортеру или его банку для осуществления выплат экспортеру за осуществленные поставки. Этот вид страхования создает стимулы для предоставления банками страны-экспортера кредитов иностранным покупателям. 

    По охвату операций кредитора договоры страхования экспортных кредитов могут быть подразделены на:

    • 1) договоры с единичным покрытием, действующие в отношении одной конкретной сделки экспортера. Такие договоры обычно заключаются при осуществлении крупных сделок, связанных с поставками средств производства. Это связано с тем, что страховщики опасаются селекции рисков со стороны страхователя, т. е. того, что на страхование будут передаваться только самые рискованные кредиты; 
    • 2) договоры с револьверным единичным покрытием, предполагающие предоставление страхового обеспечения по всем текущим поставкам в течение периода действия договора одному клиенту. Они обычно заключаются тогда, когда страхователь осуществляет поставки одному иностранному партнеру и товарооборот с ним достигает значительных размеров
    • 3) договоры с револьверным покрытием с выдачей генерального страхового полиса (их часто называют договорами страхования по обороту), распространяющиеся на ряд или все поставки страхователя разным клиентам в течение периода страхования. 
    Страхование по обороту может проводиться в двух вариантах:

    • поименное страхование - предусматривает, что страховщик отвечает за все кредиты, предоставленные указанным в договоре контрагентам страхователя. Такой вариант обычно применяется в отношении дебиторов, задолженность которых превышает определенную сумму. При этом страховщик проверяет каждого клиента страхователя и для каждого из них устанавливает страховую сумму. 
    • безымянная задолженность - не предусматривает поименного выделения дебиторов. При этом страхованию подлежат все поставки покупателям, задолженность которых находится в оговоренном интервале, а страховая сумма устанавливается единой на весь договор. 
    Среди самых известных частных страховщиков кредитных рисков можно назвать Lloyd’s и Trade Indemnity Company (Великобритания), AIG и SIGNA (США), NAMUR (Бельгия), Unistrat Assurances (Франция). 

    Частные страховщики осуществляют прежде всего операции по страхованию краткосрочной и среднесрочной задолженности (как правило, со сроком до шести месяцев, иногда — до двух лет) от финансовых рисков.

    Государственные страховые агентства (их нередко называют кредитными агентствами) помимо страхования экспортных кредитов проводят операции по страхованию инвесторов от политических рисков.

    Большинство крупных экспортных агентств объединено в Бернский союз - Международный союз кредитно-инвестиционных страховых агентств (International Union of Credit and Investment Insures - https://itfa.org/).

    Принято считать, что государственные агентства — наиболее надежные страховщики в области страхования рисков в сфере внешней торговли (https://www.kommersant.ru/). 

    Выплата страхового возмещения осуществляется лишь после окончательного установления размеров ущерба. Для этого страховщик выясняет причины неплатежа, принимает меры по их устранению, взыскивает с неплательщика возможно большую часть долга, а также реализует имущество или товары, которые служили обеспечением кредита.

    При этом вырученные суммы направляются в счет уплаты долга страхователю, уменьшая величину убытков от страхового случая.

    Поскольку для проведения таких операций обычно требуется достаточно продолжительный срок, условия договора страхования предусматривают срок ожидания страхователем выплаты страхового возмещения

    По истечении данного срока страховщик выплачивает страховое возмещение. При этом в его сумму не включаются не полученные страхователем проценты за просрочку в выплате кредита, штрафы, неустойки по контракту, возмещения по рекламациям, потери от курсовых разниц и т. п.

    Из объема обязательств страховщика, как правило, исключаются случаи неоплаты, если они явились следствием таких причин, как, например:

    • а) осуществление поставки или оказание услуги с нарушением условий договора (поставка была произведена с отклонением от обусловленных сроков, имела место количественная недостача товаров, качество товаров не соответствует оговоренным требованиям и т. п.); 
    • б) несоответствие условий договора поставки или оказания услуг законодательству стран экспортера или импортера; 
    • в) непредставление необходимых документов (фактур, транспортных документов, лицензий и др.)
    Кроме того, страховщик освобождается от обязанности осуществлять страховую выплату в случае нарушения страхователем таких своих обязанностей, как передача на страхование всех оговоренных в договоре поставок, предоставление страховщику всей необходимой информации для расчета размеров страховой премии, уведомление страховщика о просрочке в погашении кредита и т. п.

    После выплаты страхового возмещения у страховщика возникает право на суброгацию (регресс) по отношению к должнику (https://www.nifi.ru/).

    Подробнее о страховании грузов при морских перевозках см. по ссылке https://www.youtube.com/.


    Морская авария

    Наиболее значительным риском является утрата груза или всего судна в море, т.е. частная и общая авария. 

    Убытки от общей аварии распределяются между судовладельцем, всеми грузовладельцами, независимо от того, чей именно груз был пожертвован.

    Убытки от частной аварии несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение 
    (https://www.newyorker.com/,
    отчет Всемирного совета судоходства).

    Из определения общей аварии следует, что для признания каких-либо возникших при перевозке убытков общей аварией необходимы одновременно четыре условия: 

    • целью расходов и пожертвований, вызвавших убытки, должно быть спасение судна, груза и фрахта от общей для них опасности
    • такие расходы и пожертвования должны быть произведены намеренно, разумно и должны носить чрезвычайный характер
    Эти условия называются также признаками общей аварии. Отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность признать убытки общей аварией. 

    Именно то обстоятельство, что имущество одного лица расходуется или приносится в жертву в общих интересах спасения остальной части его собственного имущества и имущества других участников перевозки, является основанием для последующего распределения между всеми ними убытков, вызванных подобными расходами или пожертвованием. 

    Напротив, расходы, произведенные в интересах кого-нибудь одного из участников перевозки (расходы по спасению порожнего судна или по непредвиденному заходу в порт для срочной реализации начавшего портиться груза и т.п.), не могут быть отнесены к общей аварии.

    Главным международным правовым актом, регламентирующим отношения по общей аварии являются Йорк-Антверпенские правила.

    Текст Йорк-Антверпенских правил в редакции 1994 г. см. по ссылке https://trans-service.org/.

    Йорк-Антверпенские правила, сами по себе не имеют никакой обязательной силы. Их применение зависит в каждом конкретном случае от включения условий об этом в коносамент, чартер или аварийную подписку. 

    При этом Йорк-Антверпенские правила вообще не регламентируют порядок составления, исполнения и оспаривания расчета по распределению общей аварии (диспаши).

    В отношениях по страхованию рисков утраты грузов и судна в море в международной торговле получили правила, известные как «Оговорки А, В и С Института Лондонских Страховщиков по страхованию грузов» (Institute Cargo Clauses «A», «B», «C»). 

    Эти правила предусматривают 3 варианта страхования, обозначенные буквами «А», «В» и «С». Эти три варианта страховой защиты груза отличаются разной степенью ответственности страховщика за возможные риски.

    В практике страхования существует два основных принципа комбинирования рисков при формировании страховой защиты. Оба они используются в страховании грузов.

    Первый принцип построен на методе исключения, то есть по этому принципу груз страхуется от всех рисков, за исключением некоторых. 

    Именно по этому принципу построена страховая защита при страховании на условиях «С ответственностью за все риски» Правил страхования грузов, а также Оговорки «А» Института Лондонских Страховщиков Грузов. 

    Второй принцип построен на методе включения, то есть груз считается застрахованным только от тех рисков, которые перечислены. 

    Именно по этому принципу построена страховая защита при страховании на двух других условиях Правил страхования грузов и, соответственно, Оговорки «В» и «С» Института Лондонских Страховщиков Грузов. Второй и третий вариант транспортного страхования грузов обеспечивают меньшую защиту грузов от возможных рисков и включают 5 групп рисков:

    • Огонь, молния, буря, вихрь и другие стихийные бедствия, крушение или столкновение судов между собой, или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадка судна на мель, провал мостов, взрыв, повреждение судна льдом, подмочка забортной водой;
    • Пропажа судна без вести;
    • Несчастные случаи при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;
    • Общая авария;
    • Все необходимые и целесообразные произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
    Особенностью страхования на условиях «Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения» (Оговорка "С") является то, что, несмотря на идентичность рисков, предусмотренных условиями «С ответственностью за частную аварию, в этом случае возмещаются убытки только от полной гибели всего или части груза, а убытки от повреждения груза возмещаются лишь в случаях : крушения или столкновения, пожара или взрыва на судне.

    При поставке на условиях CIF или CIP , если в контракте не оговорено иное, продавец осуществляет страхование на условиях минимального покрытия рисков. Этого зачастую бывает достаточно при поставке товаров, которые вряд ли могут быть повреждены в процессе транспортировки, например, кокс, металл в чушках, нефть, скрап и т. п.

    Однако, при транспортировке, например, ценного оборудования, приборов, желательно страхование на условиях «От всех рисков».

    Поэтому при заключении контракта стороны должны выбрать вариант страхования, адекватный товару, способу его упаковки и транспортировки.


    Перестрахование в условиях западных санкций

    Перед принятием решения о предоставлении страхового покрытия, страховщик рассматривает обстоятельства, имеющие отношения к риску, такие как, например: вероятность его наступления, принятые меры по уменьшению риска, а также финансовые последствия его наступления.

    Процесс оценки страхового риска называется «андеррайтинг». 

    Перестрахование расширяет концепцию страхования: с помощью перестрахования часть риска, по которому первичный перестраховщик несет ответственность, передается далее.

    В силу размера и сложности некоторых рисков, некоторые страховщики в качестве дополнительной защиты приобретают свое собственное, дополнительное страховое покрытие. Когда страховщик страхует риск вторично, этот процесс называется перестрахование.

    Иногда страховщики хотят застраховать очень крупный риск, но не могут это сделать самостоятельно. С помощью перестрахования страховщик может принять риск целиком, а затем перестраховать у других страховщиков доли, которые он не может удерживать.

    Прямые страховщики (страховые брокеры) стремятся к сбалансированному андеррайтинговому результату в каждом году без существенных подъемов и снижений. Перестрахование, защищая их от чрезвычайно крупных убытков, помогает контролировать размеры выплат страховщиков по убыткам.

    Данное «распределение» означает, что убыток, которому подвержен каждый отдельный страховщик, не настолько велик.

    Виды перестрахования:

    • активное - передача риска.
    • пассивное - прием риска.
    • ретроцессия - передача риска от перестраховщика третьей стороне.
    Перестраховочный формат может быть:

    • факультативным - по одному риску. 
    • облигаторным — перестраховщик обязуется принять все риски по основному договору страхования. Для защиты финансовых интересов в договоре он может установить лимит ответственности (приоритет, удержание), в пределах которого будет выплачивать возмещение. В перестраховании может участвовать одновременно несколько перестраховщиков, несущих субсидиарную ответственность (за определенный размер риска). Страхователь один раз в квартал передает страховщику перечень рисков, по которым, возможно потребуется компенсация (бордеро). Предоставление недостоверной информации - основание для расторжения договора перестрахования.
    • смешанным — сочетание первых двух типов.

    При оформлении страховки рекомендуем выяснить, может ли перестраховщик перестраховывать риски в солидарных страховых или перестраховочных компаниях, с кем и на каких условиях. Ведь перестраховщик для клиента — гарантия выполнения обязательств по страхованию.

    Лидер в России по размеру объявленного уставного капитала (71 млрд. руб.) — Российская Национальная Перестраховочная Компания (РНПК), которой владеет Банк России (https://rnrc.ru/). РНПК фактически обеспечивает 98% емкости перестрахования.

    По данным Института международных финансов (IIF), 90% судов в мире страхуется с помощью лондонской ассоциации «Международная группа клубов взаимного страхования» (International Group of P&I Clubs, https://www.igpandi.org/). 

    Ведущей мировой страховой и перестраховочной площадкой является Lloyd's (https://www.lloyds.com/). 

    Газета Financial Times со ссылкой на источники ранее сообщала, что Евросоюз и Великобритания договорились ввести скоординированный запрет на страхование российских судов, однако Лондон, где находится крупнейший рынок страхования Lloyd's of London, решил отложить запрет. Великобритания ранее ввела запрет на страхование судов только для танкеров, которые везут российскую нефть в само королевство, эта мера начнет действовать с 2023 года (https://www.rbc.ru/). 

    Как следствие с российского рынка ушел крупнейший в мире страховой брокер - немецкий страховщик Allianz SE (https://www.allianz.com/).

    Ряд российских страховых брокеров, входящих в банковские группы, также оказались в списках российских организаций, против которых введены санкции. Ограничения в отношении страховых "дочек" скажутся на работе с клиентами-юрлицами и на перестраховании (http://www.finmarket.ru/).

    В связи с чем иранские страховщики и перестраховщики создали консорциум для российского рынка, который из-за санкций потерял доступ к услугам западного перестрахования. Размер перестраховочной емкости консорциума для российских рисков превышает €100 млн на имущественные виды страхования.

    Консорциум создан при поддержке Центральной страховой компании Ирана Bimeh Markazi, которая также является регулятором рынка. Сейчас в объединение входят 12 иранских компаний: Alborz Insurance, Asia Insurance, Mellat Insurance, Parsian Insurance, Sina Insurance, Day Insurance, Tejaratno Insurance, Razi Insurance, Karafarin Insurance, Sarmad Insurance, Dana Insurance и Kowsar Insurance. 

    Сейчас российским страховщикам доступно перестрахование рисков от РНПК и между собой, в теории доступно и перестрахование за рубежом в так называемых дружественных юрисдикциях, но фактически его объемы на текущий момент крайне невелики.

    ВСС оценивает потребность российского рынка в замещении международной емкости перестрахования по премиям в 105 млрд руб. или в $1,7 млрд, следует из презентации президента союза. Эта сумма в 17 раз больше потенциального предложения от иранских компаний.

    При этом гарантированный Банком России капитал РНПК составляет 750 млрд руб. по состоянию на конец марта 2022 г.

    На конец 2021 года чуть меньше $1,9 млрд было перестраховано российскими страховыми компаниями за рубежом, в основном в Европе и США. Мощностей РНПК явно не хватает (https://www.rbc.ru/).




    Содержание статьи:

    Возврат к списку