+7 982 273 1968
28.01.2022

Подробнее о выборе нужных условий морской и автомобильной перевозки в комбинации с базисом поставки см. в статье Цифровая логистика

Подробнее о финансировании поставок и страховании груза в пути см. в статье Цифровой финтех: инструменты торгового финансирования.


DDP (Delivered Duty Paid) - "Поставка с уплатой пошлин" (название места назначения)

Единственная разница между DDP и DAP - в выполнении импортного таможенного оформления и оплаты импортных таможенных пошлин, а также налогов и сборов для ввоза товара в страну назначения.

Простыми словами по условиям DDP: товар, за счет продавца, прошедший экспортную и импортную таможенную очистку, перевозится до указанного пункта назначения и готов к разгрузке.

По базису DAP Инкотермс 2020: товар, за счет продавца, прошедший только экспортное таможенное оформление, перевозится до указанного пункта назначения и готов к разгрузке.

Базис DDP, в соответствии с которым продавец должен выполнить импортную таможенную очистку за свой счет, является противоположностью базиса EXW, когда покупатель должен выполнить экспортное таможенное оформление.

Обязанности продавца:

  • оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз и ввоз.
  • доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.
Наиболее важным аспектом для условий DDP является то, что продавец несет ответственность за таможенную очистку товаров в стране покупателя, включая уплату пошлин и налогов, а также получение необходимых разрешений и регистраций от властей этой страны. Если правила и нормы в стране покупателя не очень хорошо поняты, условия DDP могут быть очень большим риском как с точки зрения задержек, так и с точки зрения непредвиденных дополнительных расходов, и их следует использовать с осторожностью.

Законы страны-импорта могут требовать, чтобы импортер был зарегистрированным коммерческим субъектом в этой стране, также может потребоваться выдача разрешения на импорт, а продавец вряд ли будет зарегистрированным коммерческим субъектом в импортирующей стране. Опять же, продавец должен будет оплатить импортные пошлины и налоги (например, НДС, который впоследствии не сможет возместить).

Если доставка в пункт назначения должна произойти после того, как будет выполнена импортная таможенная очистка, и возникнет задержка при ее выполнении, то тогда стоимость хранения товара на таможенном складе будет за счет продавца.

Если стороны согласились об исключении из обязательств продавца некоторых из расходов, подлежащих оплате при импорте (таких, как НДС), это должно быть четко определено в контракте купли-продажи.

Обязанности покупателя: разгрузить и принять товар.

Переход рисков от продавца к покупателю: после передачи растаможенного груза покупателю.

Поскольку продавец должен организовать перевозку до места и последующую разгрузку товара, ему необходимо знать от покупателя конкретное место доставки, а не только пункт назначения.

Если конкретное место не указано, то продавец выбирает сам место доставки в пункте назначения, который наилучшим образом подходит ему.

При намерении сторон возложить все риски и расходы по выполнению импортных таможенных формальностей для ввоза товара на покупателя целесообразно использовать базисы DAP или DPU Инкотермс 2020.

Цена DDP (DDP price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного и импортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных и импортных пошлин, всех сборов и стоимости доставки (фрахта) до указанного места назначения.


DPU (Delivered Named Place Unloaded) - "Поставка в место выгрузки" (указанное место назначения)

Разница между условиями поставки DPU и DAP - в месте доставки товара и его разгрузке с транспортного средства.

Простыми словами по условиям DPU: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до указанного места назначения и разгружается.

По базису DAP Инкотермс 2020: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до указанного пункта назначения и готов к разгрузке.

Обязанности продавца:

  • оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  • доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.
  • разгрузить.

DPU — единственный базис, где предусмотрена обязанность продавца разгрузить товар в стране покупателя. Соответственно, если при разгрузке с товаром что-то случится, то отвечать будет продавец.


DPU можно применить при доставке курьерских небольших посылок, когда водитель берет посылку из кузова грузовика и передает ее покупателю. 

Продавец должен представить покупателю любой документ, необходимый для получения товара, за свой счет.

Прежде чем подписывать контракт с таким базисом, нужно четко понимать, как вы собираетесь выгружать товар на складе в стране импорта. Если это вам не под силу, то лучше договоритесь о базисе DAP — он такой же, только без обязательства по разгрузке.

Обязанности покупателя: оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Все расходы после разгрузки (например, ввозные пошлины, налоги, таможня и транспортировка) несет покупатель. Однако важно отметить, что любые сборы за задержку или простой на терминале, как правило, оплачиваются продавцом.

Переход рисков от продавца к покупателю: после того как продавец разгрузил и передал товар покупателю.

Поскольку продавец должен организовать перевозку до места и последующую разгрузку товара, ему необходимо знать от покупателя конкретное место доставки, а не только пункт назначения.

Если конкретное место не указано, то продавец выбирает сам место разгрузки в пункте назначения, который наилучшим образом подходит ему.

Если покупатель не сможет провести импортную таможенную очистку, а вследствие этого перевозчик не сможет доставить товар к месту разгрузки, то в этом случае покупатель несет риск потери или повреждения товара с согласованной даты или периода доставки.

Например, если товар в течение неопределенного времени не может пройти импортную таможенную очистку и удерживается властями страны-импортера на таможне, поскольку покупатель не смог получить необходимое разрешение на ввоз, тогда покупатель несет все риски с согласованной даты доставки.

Цена DPU (DPU price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, стоимости доставки (фрахта) до указанного места назначения и его разгрузки.


Морские базисы

Всего таких базисов четыре:

  • FAS и FOB, где доставку организует покупатель.
  • CFR и CIF, при которых доставку организует продавец.

Перед погрузкой контейнера на судно возможны следующие дополнительные расходы:

  • за выпуск коносамента, 
  • за погрузо-разгрузочные работы, 
  • за безопасность в порту - ISPS (International Ship and Port Facility Code), и т.д.

При перевозке морем на чистую ставку фрахта всегда накладываются различные дополнительные сборы, вызванные валютными, ценовыми и другими факторами:

  • валютная поправка – CAF (Сurrency adjustment factor),
  • топливная надбавка – BAF (Bunker adjustment factor),
  • сбор за прохождение Суэцкого канала - SUZ (Suez Canal Fee),
  • сбор за прохождение Аденского залива - GAS (Gulf of Aden Surcharge),
  • надбавка за низкое содержание серы в топливе - LSS (Low Sulphur Surcharge), и т.д.
Перечень других подобных сборов см. по ссылке http://www.ecargoworld.com/.


FAS (Free Alongside Ship) - "Свободно вдоль борта " (название порта отгрузки)

Этот базис редко применяется в международных сделках. Он подразумевает, что продавец поставит контейнер с товаром не просто в порт, а прямо к борту конкретного судна, которое укажет покупатель. Это не так-то легко сделать: например, судно может задержаться по пути и не успеть к назначенному времени передачи груза. А привозить сильно заранее продавцу невыгодно: придется доплачивать за хранение груза в контейнерном терминале порта.

Критический момент в поставке FAS заключается в том, что при размещении товара на причале - судно должно присутствовать в порту и быть рядом. Размещение товара на причале, но при отсутствии судна в порту, не будет являться выполненной отгрузкой для продавца в сооветствии с условиями FAS.


Этот базис следует использовать только для неконтейнерных морских перевозок и внутреннего водного транспорта, поскольку он актуален для тяжелой техники и грузов, перевозимых навалом или в таре. 

Разница между условиями FAS и FOB - в обязанности погрузки товара в порту с причала на судно.

Простыми словами по условиям FAS: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится в порт отгрузки и разгружается на причал в порту вдоль борта судна зафрахтованного покупателем, без погрузки на судно.

По базису FOB: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится в порт отгрузки и загружается на борт судна зафрахтованного покупателем.

Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить товар к борту судна покупателя.

Согласно условиям FAS Инкотермс 2020, продавец должен произвести таможенную очистку товаров для экспорта, что отличается от предыдущих версий Инкотермс, которые требовали от покупателя организации экспортной очистки. Однако, если стороны желают, чтобы покупатель очистил товары для экспорта, это следует прояснить, добавив четкие формулировки на этот счет в договор купли-продажи. 

Обязанности покупателя следующие:

  • погрузить товар на судно.
  • доставить груз в свою страну.
  • разгрузить.
  • оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

При погрузке товара покупатель должен убедиться, что на судне есть средства для загрузки товаров с причала или баржи или что на причале имеется подходящее подъемное оборудование.

При намерении сторон возложить на продавца обязанности по погрузке товара на борт судна целесообразно использовать FOB  

Переход рисков от продавца к покупателю: при размещении груза на причале — вдоль борта судна.

При заключении контракта стороны договариваются, на каком контейнерном терминале будет размещен груз. Это необходимо, чтобы покупатель мог уведомить морского перевозчика, где подхватить нужный контейнер.

Цена FAS (FAS price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара и экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, а также стоимости доставки в порт отгрузки и разгрузки груза на причал вдоль борта судна без стоимости погрузки на судно и перевозки (фрахта) до покупателя.

Поскольку продавец не обязан загружать товары на борт судна, то в транспортном документе, обычно коносаменте, в качестве грузоотправителя может быть указан покупатель или экспедитор покупателя.

Оплата по аккредитиву при использовании базисного условия поставки FAS может быть проблематичной, если покупатель не договорился о получении коносамента с пометкой «на борту» продавцом.


FOB (Free on Board) - "Свободно на борту " (название порта отгрузки)

FOB следует использовать только для неконтейнерных морских перевозок и внутреннего водного транспорта. Однако FOB обычно используется неправильно для всех видов транспорта, несмотря на связанные с этим договорные риски.

Базис FOB актуален при транспортировке тяжелой техники, для грузов, перевозимых навалом или в таре.

При размещении товара в контейнере типичным для продавца является передача товара морскому перевозчику на терминале (или в помещении продавца после погрузки товара в контейнер), а не путем размещения на борту судна, в таких случаях следует использовать базис FCA.

Разница между условиями поставки FOB и FAS - в обязанности погрузки товара в порту с причала на судно.

Простыми словами по условиям FOB: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится в порт отгрузки и загружается на борт судна зафрахтованного покупателем.

По базису FAS: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится в порт отгрузки и разгружается на причал в порту вдоль борта судна зафрахтованного покупателем, без погрузки на судно.

Обязанности продавца: 

  • оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  • доставить и погрузить товар на судно покупателя.

На условиях FOB продавец несет все расходы и риски до момента погрузки товара на борт судна. Ответственность продавца не заканчивается на этом этапе, если товары не «соответствуют контракту», то есть они «явно отложены или иным образом определены как контрактные товары». Следовательно, контракт на условиях FOB требует, чтобы продавец доставил товары на борт судна, которое должно быть указано покупателем в обычном порядке в конкретном порту. В этом случае продавец также должен организовать экспортную очистку.

Обязанности покупателя:

  • доставить груз в свою страну.
  • разгрузить.
  • оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.
Покупатель обязан зафрахтовать судно, оплатить стоимость морской перевозки грузов, сборы за коносамент, страховку, разгрузку и транспортировку от порта прибытия до места назначения. 

При намерении сторон возложить на покупателя обязанности по погрузке товара на борт судна целесообразно использовать базис FAS.

Переход рисков от продавца к покупателю: после того как груз находится полностью на борту судна, с этого момента покупатель несет все риски и расходы. Это фиксируется отметкой о приеме в коносаменте.

Цена FOB (FOB price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара и экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, а также стоимости доставки в порт отгрузки и загрузки груза на борт судна без стоимости перевозки (фрахта) в порт назначения.

Очевидное преимущество для продавца применения FOB является то, что, поскольку продавец обязан загружать товары на борт судна, то в транспортном документе, обычно коносаменте, в качестве грузоотправителя будет указан именно продавец.

Преимущество для покупателя использования FOB заключается в том, что он контролирует товары и расходы на заказанном им судне, т.к. он оплачивает фрахт.

При применении аккредитива многие банки настаивают использовать условия поставки FOB вместо FCA, даже если товары находятся в морских контейнерах или перевозятся по воздуху.


CFR (Cost & Freight) — "Стоимость и фрахт" (название порта назначения)

CFR следует использовать только для неконтейнерных морских перевозок и внутреннего водного транспорта. 

Этот базис актуален при транспортировке тяжелой техники, для грузов, перевозимых навалом или в таре. 

При размещении товара в контейнере типичным для продавца является передача товара морскому перевозчику на терминале (или в помещении продавца после погрузки товара в контейнер), а не путем размещения на борту судна, в таких случаях следует использовать базис СРТ. 

Разница между условиями поставки CFR и CIF - в обязанности приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки.

Простыми словами по условиям CFR: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до порта назначения (порта разгрузки).

По базису CIF: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до порта назначения, а также должен быть застрахован в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки до порта назначения (порта разгрузки).

Обязанности продавца:

  • оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  • погрузить товар на судно.
  • доставить в порт к покупателю.

Продавец оплачивает доставку до названного порта назначения и не отвечает за доставку в конечный пункт назначения из порта или за покупку страховки.

При намерении сторон возложить на покупателя доставку товара на судне в порт назначения целесообразно использовать FOB. 

Очевидное преимущество для продавца применения правила CFR, как и в случае применения FOB, является то, что, поскольку продавец обязан загружать товары на борт судна, то в транспортном документе, обычно коносаменте, в качестве грузоотправителя будет указан именно продавец.

Так же преимуществом будет то, что продавец контролирует товары и расходы на заказанном им судне, т.к. он оплачивает фрахт. Но этот же пункт будет недостатком продавца, т.к. ему обычно приходится оплачивать фрахт до получения коносамента и, следовательно, до получения оплаты от покупателя за товар.

Если покупатель требует, чтобы продавец получил страховку, следует рассмотреть возможность использования CIF

Обязанности покупателя: разгрузить товар, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз. 

Согласно CFR покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после размещения товара на борту судна в порту отгрузки, а не когда товар достигнет места назначения.

Базис CFR содержит два критических пункта, поскольку риск и расходы переходят в двух различных местах: риск на борту судна после полной загрузки товара, а расходы в порту выгрузки.

Переход рисков от продавца к покупателю: с момента размещения груза на судне.

Цена CFR (CFR price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара и экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, а также стоимости доставки (фрахта) до порта назначения, без разгрузки в порту.

При применении аккредитива многие банки настаивают использовать условия поставки CFR вместо СРТ, даже если товары находятся в морских контейнерах или перевозятся по воздуху.


CIF (Cost Insurance and Freight) — «Страхование и фрахт» (название порта назначения)

CIF следует использовать только для неконтейнерных морских перевозок; для всех остальных видов транспорта его следует заменить на CIP.

CIF актуален при транспортировке тяжелой техники, для грузов, перевозимых навалом или в таре. 

Разница между условиями поставки CIF и CIP - в использовании при перевозке вида транспорта и уровня страхового покрытия.

Простыми словами по условиям CIF: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится морским транспортом до порта назначения, а также должен быть застрахован в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара с минимальным страховым покрытием во время перевозки до порта разгрузки.

По базису CIP: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится любым видом транспорта до указанного места назначения, а также должен быть застрахован в пользу покупателя против всех рисков потери и повреждения товара с максимальным страховым покрытием во время перевозки до указанного места назначения.

Обязанности продавца:

  • застраховать груз.
  • оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  • погрузить товар на судно.
  • доставить в порт к покупателю.
При намерении сторон возложить на покупателя обязанности по доставке товара на судне в порт назначения целесообразно использовать FOB.

Очевидное преимущество для продавца применения CIF, как и в случае применения CFR, является то, что, поскольку продавец обязан загружать товары на борт судна, то в транспортном документе, обычно коносаменте, в качестве грузоотправителя будет указан именно продавец.

Так же преимуществом будет то, что продавец контролирует товары и расходы на заказанном им судне, т.к. он оплачивает фрахт. Но этот же пункт будет недостатком продавца, т.к. ему обычно приходится оплачивать фрахт до получения коносамента и, следовательно, до получения оплаты от покупателя за товар.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Главное преимущество для покупателя использования CIF заключается в том, что его товары застрахованы.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец разместил груз на судне в порту.

Согласно условиям CIF покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после размещения товара на борту судна в порту отгрузки, а не когда товар достигнет места назначения. CIF содержит два критических пункта, поскольку риск и расходы переходят в двух различных местах: риск на борту судна после полной загрузки товара, а расходы в порту выгрузки.

Этот базис отличается от CFR тем, что здесь у продавца появляется дополнительная обязанность — застраховать товар от повреждения, порчи или утраты. Если по пути с грузом что-то случится, то покупатель получит компенсацию от страховой компании.

После размещения груза на судне риски переходят на покупателя. Если груз затонет, потеряется, намокнет или получит повреждения, то вопросы со страховой компанией покупателю придется решать самостоятельно, без участия продавца.

CIF требует, чтобы продавец застраховал товар на 110% от стоимости контракта и валюте международного контракта. 

Страховка должна покрывать товары как минимум в течение срока всей перевозки от порта отгрузки товара до порта выгрузки.

Продавец также должен передать документы, необходимые для получения товара у перевозчика или для предъявления претензии страховщику покупателем. Документы включают (как минимум) счет-фактуру, страховой полис и коносамент. Эти три документа представляют стоимость, страховку и фрахт CIF. Обязательства продавца прекращаются после передачи документов покупателю.

Цена CIF (CIF price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, стоимости доставки (фрахта) до порта назначения, без разгрузки в порту и стоимости страхования товара в пользу покупателя.

При применении аккредитива многие банки настаивают использовать условия CIF вместо СIP, даже если товары находятся в морских контейнерах или перевозятся по воздуху.


Какой базис выбрать

Опытному покупателю: подойдут базисы EXW, FCA, FAS, FOB — без доставки от продавца, если импортер знает, как самостоятельно организовать транспортировку, выбрать оптимальный маршрут и сэкономить на этом. Используйте их, если разбираетесь в международной логистике, умеете страховать риски и четко представляете свои возможности.

При прохождении таможенного оформления на ввоз понадобится указать и документально подтвердить таможенную стоимость сделки. А эта стоимость включает и дополнительные расходы импортера, если они не учтены в контракте. Поэтому базисы группы Е, F и С требуют сбора большого числа договоров — на доставку, таможенное оформление, страхование, погрузку и разгрузку товаров.

Осторожному покупателю: подойдут базисы CIF и CIP, которые предполагают разумное распределение рисков. Ответственность переходит к покупателю в момент, когда перевозчик забрал товар у продавца. Но продавец за свой счет страхует товар: если что, страховая компания компенсирует убытки.

Покупателю, берущему кредит под сделку: подойдут базисы DAP, DPU или DAT, предусматривающие в стоимости контракта все расходы.

Продавцу: подойдут базисы FOB — если доставка происходит по морю, FCA — в остальных случаях. В этих случаях вы обеспечили таможенное оформление на экспорт и отгрузили товар перевозчику, которого выбрал покупатель. На этом ваши обязательства исполнены, а что будет с грузом дальше — вас уже не касается. 

Если же хотите максимально облегчить работу зарубежному партнеру, то стоит выбрать универсальный базис CPT — груз застрахован и доставлен в согласованное место. 


Соотношение базиса и таможенной стоимости

При экспорте и импорте товара указываемый в договоре поставки базис влияет на стоимость товара (с включением в нее расходов на перевозку и страхование, или без них).

Указанная в таком договоре стоимость товара (стоимость сделки с ввозимыми товарами) определяется как таможенная стоимость, которая в свою очередь является базой для начисления косвенных налогов (НДС и акцизов), что следует из ст. 39-40 Таможенного кодекса ЕврАзЭС и п. 1 ст. 160 Налогового кодекса РФ.

Если расходы на перевозку товара оплачиваются непосредственно покупателем в адрес перевозчика, то услуги по международной перевозке товаров облагаются НДС на территории РФ по ставке 0 % (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ). 

При этом независимо от выбранного базиса поставки, в таможенную стоимость товара дополнительно включаются расходы на перевозку товара до таможенного пункта страны импорта и не включаются расходы на транзит груза по территории ЕврАзЭС до указанного таможенного пункта, а также от него до места передачи груза покупателю в стране импорта (ст. 40 Таможенного кодекса ЕврАзЭС).

Данные особенности и выбранный сторонами международной поставки базис могут определять несоответствие таможенной стоимости идентичных или однородных товаров при их ввозе на территорию Таможенного союза ЕАЭС при ее определении первым-третьим методами.

Соответственно при базисах, где доставка груза после оплаты пошлин на вывоз является обязанностью покупателя, расходы на перевозку будут облагаться в РФ по ставке 0 %, хотя и войдут частично в таможенную стоимость товара.

Учитывая, что базой для НДС при выпуске импортированного товара для внутреннего потребления является его контрактная цена с прибавлением к ней ввозных пошлин и акцизов по подакцизным товарам (п. 1 ст. 160 Налогового кодекса РФ), перевозка товара непосредственно за счет покупателя позволит ему значительно сэкономить. 


* источником для материала статьи являются:
https://journal.tinkoff.ru/
https://anvay.ru/


Содержание статьи:

Возврат к списку