+7 982 273 1968
10.12.2020

Хаб – это логистический центр, в котором осуществляется перевалка груза с одного вида транспорта на другой (с морского или воздушного судна на ж.-д. или автомобильный транспорт, и наоборот).

В связи с тем, что мультимодальные хабы расположены в близи от грузовых терминалов морских портов и аэропортов, перевалка грузов происходит также на их территории.

Стоимость перевозки определяется ставками тарифа или фрахта.

Тариф – заранее объявленная цена услуги, чаще применяются в линейном морском судоходстве, ж/д и авиаперевозках.

Помимо линейных морских (контейнерных) перевозок существуют трамповые морские перевозки массовых грузов (зерно, уголь, руда, нефть, удобрения, металл, лес, сахар, цемент и т.п.)

В отличие от линейных перевозок (где цена перевозки заранее определена), цена трамповых перевозок (ставка фрахта) определяется биржей или от ТЧЭ (тайм чартерного эквивалента).

Более подробно о ценообразовании перевозок см. по ссылкам:

Определить стоимость контейнерных перевозок:

  • ж.-д. транспортом по территории России можно с использованием данных сайта http://www.containers.ru/.
  • смешанным транспортом можно на сайте https://isales.trcont.com/.

Cпотовые ставки морского фрахта по основным торговым направлениям, а также мировой контейнерный индекс Drewry публикуются еженедельно (https://www.drewry.co.uk/https://infogram.com/). 

Ставки морского фрахта на основные торговые направления ежедневно публикуются Балтийской биржей морских перевозок через индекс Baltic Dry
(https://www.balticexchange.com/https://ru.tradingeconomics.com/). 

Ставки воздушного фрахта на основные направления грузовых авиаперевозок еженедельно публикуются через индексы TAC Freight, TAC Space и TAC Energy (https://www.tacindex.com/, https://www.balticexchange.com/)

Также стоимость морского фрахта в рублях можно определить с использованием калькулятора на сайте https://seafreightrates.ru/.


Линейные морские перевозки

Список крупнейших морских портов мира, их контейнерный грузооборот в 20-футовом эквиваленте (TEU или twenty-foot equivalent unit), подключение портов к наземным объектам, торговые пути и статистика мировой торговли представлены на сайтах:

Ежемесячный перечень 100 крупнейших морских контейнерных перевозчиков, их грузооборот в TEU и валовый тоннаж в дедвейтах (DWT), иные объемные данные рынка морских перевозок представлены на сайтах:


Грузовые авиаперевозки

Список самых загруженных грузовых аэропортов мира исходя из тоннажа грузооборота ежегодно публикуется Международным советом аэропортов (Airports Council International или ACI; https://store.aci.aero/).

Данные о 10 крупнейших грузовых аэропортов мира за 2014 и 2017 годы см. на сайте https://nonews.co/.


Международные газовые хабы

Международная торговля газом на рынках Западной Европы, Восточной Азии в значительной степени основана на двусторонних долгосрочных контрактах.

Если страны региона не имеют или почти не имеют собственной добычи, они вынуждены сосредоточиться на стабильном обеспечении импортных поставок трубопроводного или сжиженного природного газа.

Хотя большинство поставок СПГ в регион осуществляется на основе долгосрочных контрактов, дефицит газа, образующийся в период пикового потребления зимой, восполняется за счет спота (покупки на бирже).

Цены на такие контракты как правило основаны на формуле индексации к сырой нефти или определяются биржей (хабом) путем балансировки спроса и физического предложения 
(https://www.researchgate.net/).


Ликвидность газового хаба

Развитость и ликвидность газового хаба характеризуются несколькими объективными критериями:

  • объемом договоров с/без физической поставки газа, 
  • количеством участников торгов и совершенных сделок, 

  • разнообразием предлагаемых торговых продуктов,

  • разницей между ценой спроса и предложения (Bid-offer spread), 

  • объемом портфеля заказов (Order book volume), 

  • ценовой чувствительностью портфеля заказов (Order book price sensitivity), 

  • индексом HHI (https://finance.rambler.ru/).

Производным от объемов торгов является соотношение торгуемых (бумажных) и физических товарных поставок (churn-rate), иными словами — сколько раз была перепродана единица газа на данной площадке. 

Если этот показатель превышает 15, площадка считается ликвидной и способной формировать адекватные рыночные цены (https://www.vedomosti.ru/).

Самыми ликвидными газовыми хабами в мире являются:

  • SHPGX (Китай, https://www.shpgx.com/) для Азии.
  • Henry Hub (физический хаб недалеко от города Эрат, штат Луизиана;

    https://www.cmegroup.com/, https://www.eia.gov/) для США.

  • NBP (Великобритания), TTF (Нидерданды) и CEGH (Австрия) для Европы. 

Другими основными газовыми хабами Европы являются:

  • GASPOOL, NCG (Германия).
  • PEG (Франция).

  • PSV (Италия).

  • ZEE (Бельгия). 


Ценообразование нефтяных фьючерсов на WTI и Brent

Аналогично газовым хабам на бирже NYMEX фьючерсы на нефть эталонной марки WTI устанавливаются на поставки до хабов в Кушинге, штат Оклахома, США, т.е. определяются исходя из объемов физического предложения сырой нефти в этих хабах.

Фьючерсы на нефть эталонной марки Brent представляют практически тот же продукт по составу. 

Длительное время разница между их ценами была невелика. Обычно Brent торговалась на 1—4 доллара США за баррель ниже, чем WTI, из-за более высокой стоимости доставки до США. 

Однако с 2011 года паритет изменился, и Brent стала торговаться с премией к ценам WTI

Разница в цене между ними может объясняться различными способами, в том числе: прямой связью фьючерсов на WTI с физическими поставками (до них доходит 3—4 % контрактов), в отличие от более удобных для торговли и спекуляций непоставочных фьючерсов на Brent; загруженностью инфраструктуры г. Кушинга (затоваривание нефтехранилищ); большим экономическим ростом стран, импорт которых задается ценами Brent (https://ru.wikipedia.org/). 

Подробнее о спотовых и фьючерсных контрактах см. в статьях Поставочный фьючерс. Товарный своп и Спотовые и срочные контракты.

Содержание статьи:

Возврат к списку