+7 982 273 1968
09.12.2021

Базис поставки

Базисом поставки (basis terms of delivery) является условие внешнеторговой сделки, определяющее:

  • место передачи товара.
  • момент, когда за товар начинает отвечать покупатель (когда на него переходят риски случайного повреждения и утраты товара).
  • кто (продавец или покупатель) страхует товар, отвечает за прохождение таможенных процедур (ввоз, вывоз), погрузочно-разгрузочные работы.

Базис не отвечает за переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Этот момент нужно отдельно согласовать и прописать в контракте.

Базис поставки фиксируется в контракте, спецификации на товар и в счете — инвойсе.

Если вы откроете любой из этих документов, то увидите что-то вроде: EXW Guangzhou China (Incoterms 2010).

Первые три буквы — EXW — это название базиса поставки. Базис EXW подразумевает самовывоз: покупатель должен самостоятельно забрать товар со склада продавца.

Далее указывается место, где продавец передает товар покупателю: в данном случае — китайский город Гуанчжоу. А в конце идет ссылка на перечень правил Инкотермс, откуда взят базис.

Подробнее о выборе нужных условий морской и автомобильной перевозки в комбинации с базисом поставки см. в статье Цифровая логистика

Подробнее о финансировании поставок и страховании груза в пути см. в статье Цифровой финтех: инструменты торгового финансирования.


Правила Инкотермс

Международной торговой палатой (ICC) опубликованы несколько редакций Правил использования национальных и международных торговых терминов Incoterms (International commerce terms). 

Первое издание Инкотермс было опубликовано в 1936 году. В правила Инкотермс вносились поправки в 1953,1967, 1976, 1980, 1990, 2000 и 2010 годах. 

При этом девятая версия (Инкотермс 2020) была опубликована 10.09.2019.

Новая редакция не аннулирует предыдущие: можно использовать любую версию — хоть старую, хоть новую. Главное — указать ее в документах, чтобы всем было понятно, откуда взят базис.

Инкотермс регулирует следующее:

• какая сторона предоставляет транспортные средства для грузоперевозки,

• кто оплачивает таможенные расходы, сертификацию и лицензирование,

• четкое указание (в т.ч. положение товара), где заканчиваются транспортные расходы продавца и начинаются расходы покупателя,

• в какой стадии риски повреждения или утраты груза переходят от продавца к покупателю,

• сроки поставки, до которых продавец выполнит свои обязанности и передаст товар покупателю (или перевозчику).

Согласно Incoterms, отношения сторон оговорены в рамках договора купли-продажи. Поэтому договор перевозки заключают отдельно.

В договоре перевозке указывают условия поставки.


Совместимость базисов поставки и договора перевозки

Определенные проблемы, связанные с терминами Инкотермс и договором перевозки, объясняются факторами:

  • возможность использовать некоторые торговые термины Инкотермс только когда товар предназначен исключительно для морской транспортировки товара (CIF, FAS, CFR, FOB).
  • трудность в обеспечении соответствия между договором перевозки и договором купли-продажи.
  • обязанность продавца в рамках договора купли-продажи и применимого права, например, в Венской конвенции 1980 года, передать товар или представляющий товар документ и обязанность покупателя оплатить их.
  • продолжительное использование сторонами терминов Инкотермс, которые становятся неуместными, так как изменяется коммерческая практика (например, долгое использование термина FOB вместо FCA, когда передача товара происходит не на судно, а в терминале перевозчика в порту или вне территории порта).
  • продавец по условиям группы терминов С заключает договор перевозки, в котором покупатель указан в качестве бенефициара. Это обусловливает необходимость предоставления покупателю возможности потребовать товар от перевозчика, хотя покупатель не состоит с ним в договорных отношениях.
  • непонимание сторонами случаев с исключением или ограничением ответственности перевозчика (особенно в отношениях транспортировки товара морем).

Ключевой риск для сторон договора — выбор условий поставки. А именно — кто, когда и сколько будет платить за грузоперевозку.

Контракты чаще всего заключают задолго до отправки груза.

Цена транспортировки на момент отгрузки может оказаться выше той, что указана в договоре купли-продажи.

Если перевозчик оговаривает стоимость услуг задолго до начала перевозки, он сильно рискует.


Морские базисы

В коммерческой практике есть несколько моделей торговли для различных грузов. 

Сырьевые товары: зерновые, руда, уголь или нефтепродукты часто перевозятся на специально зафрахтованных судах, принимающие товар к перевозке исключительно в виде полной отгрузки. В таком случае конечный покупатель вообще неизвестен, так как товар могут перепродать во время транспортировки. Если конечный покупатель все-таки известен, то он не готов взять на себя все расходы и риски, которые могут появиться в стране продавца. Это объясняет необходимость морских базисов CFR, FOB, CIF и FAS.

Однако в результате неправильного использования этих базисов могут возникнуть трудности в поставке.

К примеру, термины FOB и FAS используются как условия договора чартера, однако как таковые не обязательно корреспондируют с их использованием в Инкотермс. Напротив, дословное содержание этих терминов следует из договора чартера.

Это особенно важно в отношении, которое указано в договоре чартера времени, предоставленного фрахтователю для размещения товара вдоль борта судна (FAS) или для погрузки его на борт судна (FOB). 

В случае превышения этого периода времени, фрахтователь обязан оплатить судовладельцу именуемую демередж. 

Если фрахтователь успеет за короткий период, сэкономив время судовладельца, он может получить за это вознаграждение в форме так называемого диспача. 

Условия договора чартера не касаются продавца на условиях FAS или FOB, так как он не является стороной договора с судовладельцем. Необходимо обеспечить соответствие условий договора чартера и условий договора купли-продажи, с тем, чтобы у покупателя на условиях FAS или FOB, как фрахтователя по договору чартера, не возникало обязанности по оплате демереджа без предъявления соответствующего требования к продавцу, если последний не осуществляет передачу товара на судно в рамках времени, необходимого, чтобы не уплачивать демередж судовладельцу.

Более подробнее о морских базисах см. в статье Базисы поставки (часть 2).


Универсальные базисы

Морские базисы будут неуместны при поставке готовых изделий. Многим коммерсантам рекомендуется использовать один из универсальных базисов, который предназначен для передачи товара в месте нахождения покупателя (DDP, DAP и DAT), либо на предприятии продавца (FCA или EXW). 

Часто транспортировку готовой продукции доверяют провайдерам логистики, но в этом случае придется постоянно общаться с другой стороной. Тогда будет не практично применять базисы CIP или CPT, по условиям которых продавец заключает договор, а все остальное предоставляет покупателю.


Страхование товара

Все грузы, перемещаемые в рамках внешнеэкономических договоров поставки, покрыты страховками перевозчиков. Важно не экономить и страховать груз по полной стоимости, ведь при доставке с ним может произойти что угодно.

В большинстве базисов не проясняется, кто должен страховать груз. Покупатель и продавец в ходе переговоров могут решить этот вопрос и зафиксировать договоренности в контракте.

Страховой полис — коммерческий документ, который активно используется в международных перевозках. Таможенные и налоговые органы разных государств могут запрашивать его, чтобы проверить достоверность сведений при декларировании грузов и внесении платежей.

В базисах CIP и CIF обязанность по страхованию возложена на продавца. 

Страховой полис — это не формальность, а важный документ, который защищает стороны сделки от убытков. Советуем следить за правильностью заполнения полиса — ошибки и опечатки недопустимы.

В страховом полисе указываются:

  • стоимость и количество товаров;
  • номер рейса или накладной, по которой следует груз;
  • страхователь;
  • размер возмещения при наступлении страхового случая.

Группы базисов

Продавец и покупатель выбирают подходящий базис при согласовании условий международной сделки.

Все базисы распределены по группам от Е до D — по нарастанию обязанностей и рисков продавца.

  • группа Е. Самовывоз, все риски несет покупатель.

  • группа F. Продавец отвечает за прохождение таможни в своей стране, а доставка и растаможка — на покупателе.

  • группа C. Доставку организует продавец, но он несет риски только до тех пор, пока не передаст груз перевозчику.

  • группа D. Это варианты поставки под ключ. Продавец организует доставку и отвечает за груз, пока покупатель не получит его.



EXW (Ex Works) - "Франко завод" (название места доставки)

Обязанности продавца: передать товар покупателю на своем складе, заводе или фабрике.

Обязанностей покупателя больше:

  • забрать груз со склада продавца.
  • погрузить на свой транспорт.
  • пройти иностранную таможню.
  • доставить груз в свою страну.
  • разгрузить.
  • пройти отечественную таможню.
Переход рисков от продавца к покупателю: как только покупатель принял товар на складе продавца.

Следует помнить, если покупатель уже принял товар, все риски возлагаются на него. В случае повреждения товара при подобной погрузке, ответственность лежит на покупателе либо его доверенной стороне.

Покупатель должен забрать груз в другой стране со склада продавца. Для этого он, как правило, нанимает местного перевозчика, который к назначенному времени подъезжает туда, куда указал продавец.

Согласно базису, продавец не обязан помогать с погрузкой товара, но чаще всего эта услуга включена. 

Однако при заключении контракта лучше четко прописать в договоре купли-продажи, кто должен нести ответственность за погрузку товара при отбытии и нести риск и все расходы, связанные с такой погрузкой.

Покупатель несет ответственность за таможенную очистку товара, за заполнение всей экспортной документации, получение сертификатов качества на товар, хотя бы продавец обязан получить информацию и документы по запросу и за счет покупателя.

EXW не может применяться, когда покупатель не в состоянии выполнить прямо или косвенно экспортные формальности. В этом случае должен использоваться базис FSA, при условии, что продавец согласится нести расходы и риски за отгрузку товара.

Эти документальные требования могут привести к двум основным проблемам. 

  • во-первых, требование о заполнении экспортной декларации покупателем может быть проблемой в некоторых юрисдикциях (не в последнюю очередь в Европейском Союзе), где таможенные правила требуют, чтобы декларант был физическим или юридическим лицом-резидентом в пределах юрисдикции. Если покупатель находится за пределами таможенной юрисдикции, он не сможет очистить товары для экспорта, а это означает, что товары могут быть декларированы покупателем на имя продавца, даже если экспортные формальности являются обязанностью покупателя в соответствии с EXW.
  • во-вторых, большинство юрисдикций требует от компаний предоставления доказательств экспорта для налоговых целей. При отгрузке на условиях EXW покупатель не обязан предоставлять такие доказательства (в т.ч. экспортную таможенную декларацию) продавцу или даже экспортировать товар. В таможенной юрисдикции, такой как Европейский Союз, продавец будет обязан уплатить налог с продаж, как если бы товар был продан внутреннему покупателю. Поэтому крайне важно, чтобы эти вопросы обсуждались с покупателем до согласования контракта. 
По этой причине российские предприниматели стараются не применять базис EXW в странах Европы. Поэтому, если хотите привезти товары, например, из Италии, а продавец предлагает вам EXW, то лучше отказаться.

А вот для сделок с китайскими, корейскими и вьетнамскими партнерами базис вполне применим. Многие российские импортеры приобретают товары не у одного поставщика, а сразу у нескольких — по всей Азии. В таком случае самовывоз даже удобен покупателю. Он может нанять транспортного агента, который заберет грузы у разных продавцов, соберет их на одном складе, проконтролирует прохождение таможни и отправит в Россию.

Использовать этот базис стоит, если цена контракта очень привлекательная, и вы уверены, что сможете самостоятельно организовать доставку.

Цена EXW (EXW price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя только стоимость самого товара без стоимости таможенного оформления и его доставки (фрахта).

При применении EXW продавцу крайне сложно получить оплату по банковскому аккредитиву. Обычно банки для подтверждения экспорта хотят видеть оборотный коносамент при морской перевозке, авиагрузовую накладную при воздушной перевозке, или ЦМР при автомобильной перевозке. Но продавец не несет никакой ответственности за перевозку и не имеет права на получение какого-либо транспортного документа на перевозку. Также в транспортных и экспортных таможенных документах покупатель не должен и не обязан указывать продавца как экспортера или грузоотправителя.


FCA (Free Carrier) - "Франко перевозчик" (название места доставки)

Обязанности продавца: уплатить таможенные пошлины на вывоз, отгрузить товар на транспорт покупателя или его перевозчика, и зафиксировать передачу в транспортных документах.

Т.к. по условиям поставки FCA продавец обязан выполнить экспортное таможенное оформление, то покупатель должен предоставить продавцу данные о транспортном средстве, который будет вывозить товар из страны продавца, будь то автомобильный, железнодорожный, воздушный или морской транспорт. Продавец должен знать от покупателя наименование и контактные данные перевозчика, информацию о бронировании фрахта, включая данные, такие как регистрационный знак грузовика, номер вагона, номер рейса или данные судна, чтобы он мог правильно оформить экспортную декларацию и другие необходимые транспортные документы.

Обязанности покупателя:

  • организовать и оплатить доставку груза в свою страну.
  • разгрузить.
  • уплатить таможенные пошлины на ввоз.
Разница между условиями поставки FCA и EXW - в обязанности погрузки товара в транспортное средство и выполнении экспортного таможенного оформления.

Простыми словами по базису поставки FCA: товар, прошедший за счет продавца экспортное таможенное оформление, загружается силами продавца в транспортное средство покупателя, если отгрузка происходит в помещении продавца.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда товар физически отгружен на транспорт покупателя или его перевозчика — уже после прохождения таможенных процедур на вывоз.

Рекомендуем наиболее четко определить пункт места поставки, т.к. риск утраты или повреждения товара переходит от продавца к покупателю именно в этом месте

Продавец обязан предоставить покупателю любую информацию, связанную с требованиями безопасности при транспортировке товара, а покупатель должен организовать перевозку товара за свой счет из указанного места поставки.

Если покупатель дал указание своему перевозчику выдать транспортный документ продавцу, например, коносамент с отметкой «на борту» или авианакладную, то перевозчик должен предоставить полный комплект оригиналов транспортных накладных продавцу.

Это новое положение было добавлено, главным образом, для удовлетворения потребностей продавца в получении оплаты банковским аккредитивом и в обосновании возврата НДС при экспорте. Это единственное положение в правилах Инкотермс 2020, которое требует, чтобы одна сторона проинструктировала перевозчика в передаче транспортного документа, но не дает никаких гарантий и средств правовой защиты другой стороне, если перевозчик не выполнит соответствующих действий.

FCA — наиболее популярный базис в мировой торговле: почти 40% контрактов по всему миру и более чем половина сделок с автоперевозкой грузов заключаются на основе этого правила. Здесь у продавца появляются кое-какие обязательства: как минимум покупателю не нужно общаться с иностранной таможней.

Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. 

Цена FCA (FCA price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара и экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, без стоимости доставки (фрахта) до покупателя.

Основным недостатком применения базиса FCA для покупателя, является - риск потери или повреждения товара, начинающийся на самой ранней стадии в стране продавца.


CPT (Carriage Paid To) - "Перевозка оплачена до" (название места назначения)

CPT заменяет условия CIF (стоимость и фрахт) и CFR для всех видов доставки, кроме неконтейнерных морских перевозок.

Обязанности продавца:

  • оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  • погрузить товар на транспортное средство.
  • доставить покупателю.
Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Базис CPT не обязывает продавца оплачивать и организовывать разгрузку. По идее, это должен делать покупатель. Но в авиаперевозках своя специфика: борт по прибытии выгружается, и стоимость этих работ уже заложена в тарифе на перевозку, которая оплачивается продавцом.

Переход рисков от продавца к покупателюкогда продавец отгрузил товар перевозчику.

Продавец оплачивает доставку товара до указанного места назначения. Тем не менее, товары считаются доставленными, когда товары переданы первому или основному перевозчику, так что риск переходит к покупателю при передаче товаров этому перевозчику в месте отгрузки в стране экспорта.

Продавец несет ответственность за расходы по отправке, включая экспортную очистку и расходы на фрахт для перевозки в указанное место назначения (либо конечный пункт назначения, такой как объекты покупателя, либо порт назначения). 

Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. 

CPT возлагает на покупателя все риски потери или повреждения товара после передачи его продавцом перевозчику, а не когда товар достигнет места назначения. CPT содержит два критических момента, поскольку риски и расходы переходят в двух различных местах: риски после загрузки товара в транспортное средство (также как и в условиях FCA), а расходы в месте назначения.

При намерении сторон возложить на продавца не только расходы по перевозке товара до места назначения, но и риски потери или повреждения товара целесообразно использовать правило DAP Инкотермс 2020.

Если покупатель требует, чтобы продавец получил страховку, вместо этого следует рассмотреть возможность использования CIP.

Цена CPT (CPT price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов и стоимости доставки (фрахта) до указанного места назначения.

Если продавец ежедневно или регулярно отгружает большое количество товаров, то при использовании базиса CPT он выбирает своего собственного перевозчика и может легко координировать загрузку грузового транспорта на своем складе. Тогда как при применении FCA покупатель организует сам свою перевозку, что обычно приводит к простою транспорта на погрузке.

CPT в большей степени подойдет для оплаты по банковскому аккредитиву, чем FCA, поскольку продавец легко получит транспортный документ от своего собственного перевозчика, который укажет продавца как грузоотправителя.


CIP (Carriage and Insurance Paid to) - "Перевозка и страхование оплачены до" (название места назначения)

Этот базис похож на CIF. Но если CIF подходит только для морских перевозок, то CIP применяют еще и при доставке по воздуху и по суше.

CIP и CIF — единственные базисы, где продавец сам обязан застраховать груз. В остальных базисах этот вопрос не проясняется, а значит, его нужно согласовывать индивидуально в контракте.

CIP в целом аналогичен базису CPT, за исключением того, что продавец обязан застраховать товар во время транспортировки в пользу покупателя.

Простыми словами по условиям поставки CIP: за счет продавца застрахованный товар, прошедший экспортное таможенное оформление, силами продавца перевозится до указанного места назначения, риски потери или повреждения товара переходят после передачи товара продавцом перевозчику (т.е. погрузки товара на транспортное средство).

Обязанности продавца:

  • застраховать груз.
  • оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
  • погрузить товар на транспортное средство.
  • доставить покупателю.
Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Продавец должен выполнить экспортное таможенное оформление, а покупатель должен выполнить импортное таможенное оформление. Правила CIP требуют, чтобы продавец взял на себя ответственность за заключение договора на перевозку до согласованного места назначения, без выгрузки товара с транспортного средства.

Если доставка в пункт назначения должна произойти после того, как покупатель выполнит необходимую импортную таможенную очистку, и возникнет задержка при выполнении таможенного оформления, то тогда стоимость хранения товара на таможенном складе будет за счет покупателя, всегда предполагая, что продавец предоставил покупателю необходимые документы вовремя.

Продавец должен на свой риск и за свой счет выполнять все формальности по оформлению экспорта, требуемые страной экспорта, такие как лицензии или разрешения, оформление безопасности на экспорт, осмотр перед отправкой, и любые другие разрешения или одобрения. Кроме того, поскольку пункт доставки в базисе CIP находится в стране-импортере, продавец также должен выполнить и оплатить все формальности, требуемые любой страной транзита, до того, как эта поставка произойдет.

Переход рисков от продавца к покупателю: когда продавец отгрузил товар перевозчику.

Условия CIP возлагают на покупателя нести все риски потери или повреждения товара после передачи его продавцом перевозчику, а не когда товар достигнет места назначения. CIP содержит два критических момента, поскольку риски и расходы переходят в двух различных местах: риски после загрузки товара в транспортное средство (также как и в условиях FCA), а расходы в месте назначения.

При намерении сторон возложить на продавца не только расходы по перевозке товара до места назначения, но и риски потери или повреждения товара целесообразно использовать DAP Инкотермс 2020. 

CIP требует, чтобы продавец за свой счет в пользу покупателя с максимальным покрытием от всех рисков потери и повреждения товара застраховал его.

Страховая сумма в договоре страхования в соответствии с CIP Инкотермс 2020 должна составлять не менее 110 процентов от стоимости контракта и в валюте международного контракта. 

Страховка должна покрывать товары как минимум в течение срока всей перевозки от места отгрузки товара до указанного места назначения.

Продавец должен предоставить покупателю отдельный договор страхования или страховой сертификат совместно со страховым полисом, в котором должны быть указаны детали поставки, чтобы позволить покупателю или любому другому лицу, имеющему страховой интерес к товару, требовать от страховщика страховой выплаты при наступлении страхового случая.

Цена CIP (CIP price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов и стоимости доставки (фрахта) до указанного места назначения и стоимости страхования товара в пользу покупателя.


DAP (Delivered At Point) — "Поставка в пункте" (названное место назначения)

DAP отличается от базиса CPT моментом перехода рисков. Если выбран CPT, то продавцу нужно только отгрузить товар перевозчику и оплатить доставку, а остальное — не его проблемы. А по условиям DAP продавец отвечает за груз до тех пор, пока покупатель не получит его в выбранном пункте назначения.

Разница между условиями поставки DAP и FCA - в доставке товара. Если выбран DAP, то товар, за счет продавца прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до указанного пункта назначения и готов к разгрузке. А по условиям FCA: товар, прошедший за счет продавца экспортное таможенное оформление, только загружается в транспортное средство, предоставленное покупателем.

Обязанности продавца: оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз, доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.

После того, как товары готовы к отгрузке, необходимая упаковка выполняется продавцом за свой счет, чтобы товары благополучно достигли конечного пункта назначения. Все необходимые юридические формальности в стране-экспортере выполняются продавцом за свой счет и на свой риск для очистки товара для экспорта.

Продавец должен на свой риск и за свой счет выполнять все формальности по оформлению экспорта, требуемые страной экспорта, такие как лицензии или разрешения, оформление безопасности на экспорт, осмотр перед отправкой, и любые другие разрешения или одобрения. Кроме того, поскольку пункт доставки в базисе DAP находится в стране-импортере, продавец также должен выполнить и оплатить все формальности, требуемые любой страной транзита, до того, как эта поставка произойдет. Особенно важно, если продажа товара осуществляется в конечный пункт назначения страны, не имеющей выхода к морю, и морская перевозка проходит через порт соседнего государства.

Согласно условиям DAP, все транспортные расходы, включая конечные, оплачиваются продавцом до согласованного пункта назначения. Необходимые расходы на разгрузку в конечном пункте назначения должен нести покупатель.

Недостаток применения DAP для продавца заключается в том, что товар подвергается риску по всему пути следования до места назначения, за исключением случаев, когда производится импортная таможенная очистка.

Обязанности покупателя: разгрузить, оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз.

Если доставка в пункт назначения должна произойти после того, как покупатель выполнит необходимую импортную таможенную очистку, и возникнет задержка при выполнении таможенного оформления, то тогда стоимость хранения товара на таможенном складе будет за счет покупателя, всегда предполагая, что продавец предоставил покупателю необходимые документы вовремя.

При намерении сторон возложить на продавца все риски и расходы по выполнению импортных таможенных формальностей для ввоза товара целесообразно использовать базис DDP Инкотермс 2020. 

Переход рисков от продавца к покупателю: при передаче товара покупателю в пункте назначения.

DAP требует, чтобы продавец взял на себя почти максимальную ответственность за предоставление товара в распоряжение покупателя в согласованном пункте назначения или в пределах этого пункта, но не выгруженного из прибывшего транспортного средства.

Условия поставки DAP Инкотермс 2020 возлагают на продавца нести все риски потери или повреждения товара, связанные с его транспортировкой до указанного пункта назначения. Если покупатель не сможет провести таможенную очистку, а вследствие этого перевозчик не сможет доставить товар к месту разгрузки, то в этом случае покупатель несет риск потери или повреждения товара с согласованной даты или периода доставки.

Например, если товар в течение неопределенного времени не может пройти импортную таможенную очистку и удерживается властями страны-импортера на таможне, поскольку покупатель не смог получить необходимое разрешение на ввоз, тогда покупатель несет все риски с согласованной даты доставки.

В условиях DAP Incoterms 2020 прямо не указано, что местом доставки должно быть помещение покупателя, хотя это обычно подразумевается. Этот базис хорошо работает для перевозки грузов автомобильным транспортом, но не при мультимодальных (смешанных) перевозках.

Например, если перевозка осуществляется воздушным (или морским) транспортом и требует импортного таможенного оформления при ввозе в страну назначения, которое должно быть выполнено покупателем, пока товар находится в аэропорту (порту) на таможенном складе (таможенном терминале). Когда товар проходит таможенную очистку в стране-импортере, он уже находится не под риском продавца, а под риском покупателя. И если у покупателя есть проблема, скажем, с неправильно выданным разрешением на ввоз, которое задерживает оформление или даже приводит к отказу в таможенной очистке, то действия покупателя препятствуют доставке товара продавцом.

После завершения таможенного оформления и при условии, что пункт доставки не был таможенным складом (таможенным терминалом), где товары ожидали таможенной очистки, товары должны быть переданы обратно перевозчику продавца или его агенту (экспедитору), который должен получить также все необходимые разрешительные документы для перемещения груза из аэропорта (порта) до конечного пункта назначения, как правило, автомобильным транспортом.

Дополнительной трудностью для морских контейнерных перевозок является то, что пустой контейнер после разгрузки товара должен быть возвращен за счет продавца перевозчику на терминал.

При намерении сторон возложить на продавца все риски и расходы по выполнению разгрузки транспортного средства целесообразно использовать базис DPU Инкотермс 2020.

Цена DAP (DAP price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов и стоимости доставки (фрахта) до указанного пункта назначения.

DAP в значительной степени несовместим с оплатой по банковскому аккредитиву, поскольку доставка происходит только в самом конце транспортной цепочки. Аккредитив, требующий предъявления, например, коносамента, отправленного подтвержденным бланком, будет противоречить условиям DAP.

Ничто не может гарантировать в получении товара покупателем от продавца, пока банк-эмитент не выполнит оплату по аккредитиву, поскольку, транспорт продавца стоит в назначенном покупателем месте доставки, просто ожидая выгрузки.

Например, продавец, каким то образом, получил оригинал некоторой формы квитанции о доставке от покупателя, затем, представил ее в свой банк, который далее отправил ее в банк-эмитент покупателя, который, как "это обычно бывает", быстро выполнил денежный перевод оплаты за товар. А тем временем, транспорт стоит в течение всего этого времени у ворот склада покупателя и ждет пока продавец, не скажет ему, что оплата получена и теперь он может позволить покупателю выгрузить товар.


* источником для материала статьи являются:
https://journal.tinkoff.ru/
https://anvay.ru/

Содержание статьи:

Возврат к списку